Психопрофилактика В Родах Лекция Кратко В Родовом Отделении

Немедикаментозное воздействие

Принципы обезболивания родов

В настоящее время необходимость обезболивания родов, особенно в случаях их патологического течения и наличия у роженицы сопутствующей экстрагенитальной патологии, очевидна. Преимущества аналгезии во время родов заключаются не только в облегчении страданий и уменьшении эмоционального напряжения роженицы, но и в прерывании симпатоадреналового ответа на боль, обеспечении стабильности сердечнососудистой системы, улучшении маточно-плацентарного кровотока. Эффективное обезболивание родов способствует уменьшению энергозатрат, работы дыхательной системы, снижает потребление кислорода, предотвращает гипервентиляцию, гипокапнию и респираторный алкалоз, а также препятствует развитию вазоконстрикции и редукции маточно-плацентарного кровотока. Выбор метода обезболивания осуществляет анестезиолог-реаниматолог совместно с ведущим роды акушером-гинекологом, при этом учитывают выраженность болевого синдрома, акушерскую ситуацию, предполагаемый момент родов, наличие и тяжесть сопутствующей экстрагенитальной патологии, а также имеющиеся противопоказания к тем или иным методам обезболивания.

Однако это не означает, что всем роженицам требуется медикаментозное обезболивание. Эффективность различных немедикаментозных методов основана на естественной активации собственной антиноцицептивной системы организма женщины в предродовом периоде.

К методам немедикаментозного воздействия относят различные варианты физиопсихопрофилактической подготовки беременных к родам, а также гипноз и внушение, акупунктуру и электроакупунктуру, электроаналгезию и чрезкожную электронейростимуляцию.

В различных исследованиях при использовании данных методов показаны принципиальная возможность достижения аналгезии, отсутствие отрицательного воздействия на организм матери и плода, благоприятное влияние на течение родов. Тем не менее, в настоящее время применение указанных методов аналгезии в акушерстве ограниченно вследствие недостаточной мотивации, высокой вероятности частичного обезболивания, отсутствия необходимого опыта у врачей.

Подготовка к деторождению состоит из серии бесед, участие в которых будущего отца весьма желательно. Обучение родителей сути процессов, сопровождающих беременность и роды, проводится в виде лекций, аудиовизуальных занятий, групповых дискуссий. Мать необходимо обучить правильному расслаблению, упражнениям, укрепляющим мышцы живота и спины, повышающим общий тонус, расслаблению суставов (в основном тазобедренных). Ее также следует обучить использованию разных способов дыхания при маточных сокращениях в первой и второй стадиях родов, а также непосредственно в момент рождения головки плода. Хотя подготовка к деторождению снижает реакцию на боль, нужда в других методах обезболивания остается приблизительно такой же, как и в контрольной группе. Вместе с тем необходимость обезболивания у подготовленных женщин в процессе родов наступает все же позднее. Целесообразно обсудить возможный способ обезболивания еще во время дородовых бесед и избегать применения медикаментов без серьезной необходимости либо могущих причинить вред плоду. Если это не сделано, результатом может быть значительное снижение (иногда — полное отсутствие) эффекта медикаментозного обезболивания, если необходимость его все-таки возникла. Следует четко разъяснить, что применение эпидуральной анестезии или других необходимых методик обезболивания при правильном выполнении для ребенка безвредно.

Необходимо отметить, что психопрофилактическая подготовка беременных к родам, разработанная и внедренная в широкую практику впервые в России (в Европе этот метод носит название — метод Ламазе, или «русский метод»), заключается в том, чтобы с помощью отдельных занятий повысить порог возбудимости коры головного мозга и создать так называемую положительную родовую доминанту в коре головного мозга. Психопрофилактическая подготовка не является самостоятельным методом, а осуществляется в комплексе с физической подготовкой беременных. Ее следует начинать с первого посещения беременной консультации и завершать за 7-10 дней до родов. Первое занятие врач проводит индивидуально, следующие занятия — специально обученная акушерка групповым методом.

Психопрофилактическая подготовка беременных к родам заключается в том, чтобы с помощью отдельных занятий повысить порог возбудимости коры головного мозга и создать так называемую положительную родовую доминанту в коре головного мозга.

Цель — установить психологический контакт между врачом и беременной, выяснить отношения в семье, условия быта и труда, ознакомиться с особенностями личности беременной и ее отношением к беременности и родам (желанная ли беременность, какие опасения есть у беременной, какая социально-правовая помощь ей нужна).

1. Гигиена беременной во II и III триместрах.

2. Анатомо-физиологические особенности женского организма (строение половых органов, менструальный цикл, зачатие, развитие беременности).

Всегда ли Вы беспрекословно доверяете назначению врачей/гинекологов?
Да, конечно, они же учились долго и много практиковались.
43.48%
Не всегда, проверяю отзывы на лекарства и советы в интернете и только потом начинаю лечение.
25.36%
Доверяю, но в спорных/сложных ситуациях консультируюсь с врачом, который имеют более высокую квалификацию и только потом приступаю.
31.16%
Проголосовало: 138

3. Периоды родов (краткая характеристика).

4. Роды как безболезненный и малоболезненный физиологический акт.

III ЗАНЯТИЕ

Подготовка к первому периоду родов. План:

2. Схватки и механизм раскрытия шейки матки.

o углубленное дыхание, значение дыхания во время родов;

o поглаживание кожи живота и потирание поясницы;

o прижатие “точек обезболивания”.

4. Другие наставления по управлению родами:

o усиление схваток при ходьбе и в положении на боку;

o наблюдение за схватками по минутам.

5. Обучение приемам обезболивания и обоснование их действенности.

Акцентируют внимание беременных на том, что излитие вод даже при отсутствии схваток является показанием для экстренного поступления в родильный дом.

Подготовка ко второму периоду родов. План:

1. Признаки наступления второго периода родов.

2. Механизм периода изгнания.

3. Обучение проведению второго периода родов:

o тренировка проведения потуги,

o поведение в момент выведения головки.

Установка на родильный дом.

1. Последовательное описание обстановки родильного дома и тех процедур, которые проходит роженица.

2. Отправление основных физиологических потребностей в родах.

3. Акушерское наблюдение в родах.

4. Радость материнства и взаимоотношения с персоналом родильного дома.

Последние 4 занятия целесообразно проводить во время дородового отпуска.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

o поглаживание кожи живота и потирание поясницы;

Психопрофилактика – это занятия и беседы, направленные на уменьшение страха перед родами и обучение приемам, уменьшающим родовые боли и содействующим родовому акту.

Доказано, что психоэмоциональные нарушения в период беременности могут привести к осложнениям в родах.

Конечно, беременность и предстоящие роды – это серьезное испытание для любой женщины, в том числе и моральное. Для того, чтобы не мучиться необоснованными страхами, собирая обрывки информации от подруг, и не пытаться вычислить, что правда, а что нет, и нужна психопрофилактика.

Ведь, чем лучше понимаешь механизм того, что с тобой происходит, тем проще справиться со страхом, сформировать правильное отношение к родам и помочь ребенку появиться на свет.

Классический курс по психопрофилактике родов начинаются за 4-5 недель до предполагаемой даты родов, обычно по одному занятию в неделю, однако его можно начать и раньше – с любого дня, когда вы узнали о своей беременности.

Важно знать, что хорошие специалисты ни в коем случае не будут обещать, что, благодаря психопрофилактике, роды пройдут абсолютно безболезненно, а если кто-то и дает такие обещания, специалистом, тем более хорошим, его назвать трудно.

Однако психопрофилактика действительно полезна для будущей матери. Эти занятия:

  • Проясняют все опасения, связанные с родами, и отношение женщины к своей беременности.
  • Формируют положительные эмоции, связанные с родами и грядущим появлением на свет ребенка.
  • Дают осознание всех процессов в организме, связанных с беременностью.
  • Дают информацию о механизме родов: регулярности и продолжительности схваток, роли плодного пузыря, раскрытии шейки матки, периодах родов.
  • Обучают приемам, уменьшающим боль: ритмичное дыхание, поглаживание в определенных областях и прижатие кожи, отдых (желательно дремота) в перерывах между схватками.
  • Дают информации о правилах поступления в роддом, обо всех медицинских манипуляциях, которые будут там проводить с матерью и ребенком, о поведении в ранний послеродовый период.

Последнее занятие обычно посвящено повторению и закреплению пройденного материала. Очень желательно, чтобы будущая мама повторяла показанные на занятиях приемы и дома.

Если по каким-то причинам во время беременности психопрофилактику пройти не удалось, ее повторят в роддоме, но эффект, конечно, от этого сокращенного курса будет намного меньше.

А лучше всего действует сочетание психопрофилактики с физическими упражнениями, подготавливающими к родам, то есть физиопсихопрофилактика.

Обсудить любой вопрос, связанный с семьей, здоровьем, ожиданием ребенка или его воспитанием, а так же просто пообщаться с другими родителями лучше всего на нашем форуме для мам и пап! Добро пожаловать!

Важно знать, что хорошие специалисты ни в коем случае не будут обещать, что, благодаря психопрофилактике, роды пройдут абсолютно безболезненно, а если кто-то и дает такие обещания, специалистом, тем более хорошим, его назвать трудно.

Практика показывает, что психопрофилактическая подготовка к родам имеет большое значение абсолютно для всех будущих мам, независимо от того, какая по счету у них беременность. Сегодня ее осуществляют во всех перинатальных центрах и в частных школах будущих мам. Рассмотрим ее основные особенности, а также главные направления проведения.

Суть подготовки

Прежде чем рассматривать основные направления данной подготовки, надо определить ее суть.

Практика показывает, что независимо от того, какой по счету является протекающая беременность, все женщины с опаской ожидают момента появления малыша на свет. В связи с этим они испытывают массу волнений, которые порой перерастают в настоящие страхи и сложные переживания. В особенности это характерно для первородящих женщин, которые ранее не испытывали схваток и ожидают момента их наступления, мысленно подготавливаясь к адским мукам, о которых рассказывали их подруги и знакомые.

Основная роль акушерки в психопрофилактической подготовке к родам заключается в выведении женщины из состояния страха и погружении ее в полную расслабленность. Она должна ожидать предстоящий процесс появления ребенка на свет только с положительными эмоциями.

Занятия в школах будущих мам

Неотъемлемым элементом психопрофилактической подготовки к родам беременных женщин является посещение занятий, проходящих в школах будущих мам. На таких занятиях проводятся лекции, которые непременно помогут подготовиться к процессу появления ребенка на свет. На них рассказывается о том, какое внутреннее психологическое состояние нужно развить в себе, отправляясь на роды, а также описывается, как непосредственно происходит процесс деторождения.

После прохождения теоретического курса будущих мам, как правило, распределяют на несколько групп, а затем начинают предоставлять им всю необходимую информацию дозированно и так, чтобы она максимально хорошо усвоилась.

Рассмотрим далее особенности уроков, проходящих в таких группах.

Первое занятие. Введение в курс

На первом занятии, посещенном в рамках прохождения психопрофилактической подготовки к родам, происходит знакомство женщины со строением половых органов, а также основами физиологического развития плода. В это же время, как правило, происходит объяснение природы болей во время схваток.

В число целей обучения, поставленных на первом занятии, входит создание необходимого настроя беременной на предстоящие роды, а также объяснение, как мобилизовать собственную волю. Для того чтобы достигнуть поставленных целей, с женщиной проводятся специальные занятия, которые называются аутогенными тренировками.

Во время первого занятия беременную женщину обучают тонкостям точечного самомассажа: эти элементы она должна будет применить во время протекания схваток для того, чтобы снизить уровень болезненных ощущений.

Второе занятие. Разъяснение особенностей процесса родов

Во время проведения второго занятия происходит наиболее детальное ознакомление с механизмом схваток. В это время в рамках проведения психопрофилактической подготовки к родам женщину обучают ведению подсчета продолжительности спазматических сокращений и пауз, наблюдаемых между ними.

На данном этапе основной задачей акушеров является донесение до будущей мамы информации о том, что у всех женщин болезненность схваток характеризуется по-разному, а для того чтобы облегчить их, можно использовать разные техники дыхания, а также контролирования мышц (им также обучают).

Третье занятие. Моральная подготовка

Неотъемлемым этапом прохождения программы психопрофилактической подготовки к родам является изучение таких понятий, как потуги и схватки. В соответствии с прописанной программой, на третьем занятии будущих мам учат контролю процесса потуг при помощи осуществления специальных дыхательных упражнений. Также в это время женщинам предлагается освоить методики расслабления, которые будут уместными между потугами.

Читайте также:  Определение Пола Нумерологии

Следует отметить, что во время потуг рожениц, как правило, ожидают такие неприятные моменты, как непроизвольное мочеиспускание, отхождение газов или даже кала — к этому также морально подготавливают.

На третьем занятии также объясняют и то, что именно во время потуг роженице необходимо четко следовать всем рекомендациям врача-акушера, и доносят до осознания то, что четкое и правильное исполнение всех команд является залогом успешного исхода всего процесса.

Что происходит накануне родов

Немаловажным элементом психопрофилактической подготовки к родам является правильное прохождение последнего этапа подготовки к предстоящему процессу деторождения. Следует отметить, что данный период является наиболее сложным для будущей мамы. Как показывает практика, в это время будущая роженица уходит в себя и больше занимается домашними делами. В это время ей приходится прислушиваться к каждому движению внутри живота, при ощущении которых она все чаще поддается страхам по поводу предстоящего процесса.

В большинстве рекомендаций акушеры-гинекологи отмечают, что за день до родов малыш как бы замирает: его не слышно, он не толкается, а боли куда-то исчезают. Они отмечают, что этот момент дается женщине природой для того, чтобы морально и физически она сумела настроиться на предстоящее родоразрешение. Отмечается, что далее ощущения сменяются тошнотой, недомоганием и полным отсутствием аппетита, а перед началом схваток, как правило, наблюдается лихорадка и активное потоотделение.

Процедуры перед родоразрешением

Непосредственно перед процессом родоразрешения женщина должна пройти обязательный осмотр у гинеколога, а для создания правильного морального настроя осуществляется проведение беседы.

Психопрофилактическая подготовка к родам, проводимая на данном этапе, включает в себя осуществление определенных манипуляций, которые в некоторой степени сумеют облегчить процесс. Женщину успокаивают и настраивают на то, что если следовать инструкциям врача, процесс пройдет гладко, менее болезненно и без осложнений.

Основные методы психопрофилактической подготовки к родам

Современная практика показывает, что существует целый ряд методик осуществления профилактической и психологической подготовки к предстоящему процессу рождения на свет новой жизни. К их числу относятся:

  • занятия аутотренингом;
  • общение с близкими друзьями, родственниками или любимым человеком;
  • отвлечение на приятные моменты;
  • изучение техник борьбы со страхами;
  • занятие любимым делом.

Немаловажным элементом на этапе подготовки к родам и в процессе рождения ребенка является поддержка любимого человека. Многие акушеры рекомендуют посещать школы материнства вместе с будущим отцом малыша: там он также сумеет освоить некоторые методики борьбы со страхами для того, чтобы в нужную минуту не потерять самообладание и суметь поддержать женщину. Супруг также может обучиться целому ряду обезболивающих техник для того, чтобы в нужный момент помочь их исполнением на деле. Специалисты в области гинекологии нередко отмечают, что партнерские роды, которые стали довольно популярными в последнее время, настраивают роженицу на нужный лад, а также помогают отвлечься от происходящего, обращая ее внимание на положительные эмоции.

Из числа наиболее популярных современных методик проведения подготовки к предстоящим родам следует выделить три основные:

  • метод Ламаза, который основывается на медитации, в рамках которой будущая мама должна моделировать процесс рождения ребенка;
  • метод Николаева, предусматривающий перестроение сознания беременной женщины так, чтобы процесс рождения ребенка воспринимался как основная физиологическая составляющая;
  • метод Вельвовского, основанный на особенном образе общения акушера с роженицей, в ходе которого создается правильное взаимодействие между корой мозга и отдельными подкорковыми структурами.

На первом занятии, посещенном в рамках прохождения психопрофилактической подготовки к родам, происходит знакомство женщины со строением половых органов, а также основами физиологического развития плода. В это же время, как правило, происходит объяснение природы болей во время схваток.

Подготовка беременных к родам представляет собой комплекс мероприятий, включающий лечебную физкультуру, ультрафиолетовое облучение и специальные занятия.Метод психопрофилактической подготовки беременных к родам основан на учении о родовой боли, в формировании которой участвует не только раздражение нервных окончаний со стороны матки и других половых органов, но и условно-рефлекторный компонент, связанный с воздействиями на вторую сигнальную систему. При этом признается, что в возникновении болевых ощущений ведущая роль принадлежит коре головного мозга.

Сущность метода заключается в том, чтобы путем словесного воздействия создать более правильные функциональные взаимоотношения между корой головного мозга и подкорковыми образованиями, снизить возбуждение в подкорковых центрах и уравновесить процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга.

Цель психопрофилактической подготовки— устранить страх перед родами и другие отрицательные эмоции, возникающие во время беременности, выработать и закрепить представления о родовом акте как о физиологическом и неболезненном процессе, воспитать новое положительное чувство, связанное с предстоящим материнством.Психопрофилактическая подготовка беременных к родам начинается с первого посещения женской консультации.Для занятий по психопрофилактической подготовке беременных к родам, которые проводит врач или специально обученная акушерка, медицинская сестра выделяется особая комната, оборудованная кушетками и учебными пособиями (рисунки, плакаты, муляжи). Всего проводится 5 занятий. Вся предварительная психопрофилактическая работа врача с беременной является как бы школой подготовки к предстоящим родам.

На первом занятии женщине рассказывают об анатомо-физиологических особенностях ее организма и, в частности, детородных органов, а также о целесообразности изменении, происходящих в организме во время беременности.

Второе занятие посвящается родовому акту как естественному процессу изгнания плода из организма матери.На этом занятии женщина узнает о различных периодах родов.

Третье занятие посвящается поведению женщины во время первого периода родов. Этот период самый продолжительный и требует от женщины особого спокойствия.

На третьем занятии женщина обучается специальным так называемым приемам обезболивания, которые она должна хорошо усвоить и тренироваться в их применении дома. Значение их в поведении роженицы во время родов, в ее ощущениях и даже в характере течения родов исключительно велико.

Приемы обезболивания

· Первый прием заключается в том, что при регулярных схватках роженица во время них делает глубокий вдох, слегка задерживает дыхание и затем делает глубокий выдох.Этот прием она повторяет несколько раз. Такое дыхание во время схваток обеспечивает большой приток кислорода в организм женщины.

· При сокращении до 4—5 минут промежутков между схватками, а также в случае возникновения тягостных ощущений роженица может перейти ко второму приему: лежа на спине, она ладонями обеих рук, обращенными к передней стенке живота (кончики пальцев соприкасаются и стоят под прямым углом к средней линии непосредственно над лобком), производит поглаживание боковой поверхности живота. Такое поглаживание нужно сочетать с глубоким вдохом. Подобные движения производят плавно, без напряжения, 10—12 раз в течение каждой схватки.

· Третий прием заключается в поглаживании кожи крестцово-поясничной области в сочетании с глубоким вдохом и выдохом. Этот прием роженица осуществляет в положении на боку. Поглаживание именно этих участков кожи не случайно: здесь располагаются внутрикожно нервные окончания, которые соответствуют отражению болевой чувствительности матки. Легкое поглаживание этой области в сочетании с правильным дыханием улучшает местное кровоснабжение и устраняет неприятные ощущения. Второй и третий приемы роженица применяет до конца первого периода.

· В случае же возникновения более тягостных ощущений, в конце первого периода родов, когда схватки повторяются через 1,5—2 минуты, роженица применяет четвертый и пятый приемы обезболивания.

· Четвертый прием заключается в прижатии большими пальцами рук точек на внутренней поверхности гребешковых костей таза.

· пятый, прием заключается в прижатии «точек обезболивания» в поясничной области. Прижатие производится руками, сложенными в кулаки и подложенными под крестец

Четвертое занятие женщины в консультации посвящается второму периоду родов — периоду изгнания. В этом периоде к схваткам присоединяются потуги. При появлении их роженицу из предродовой комнаты переводит и родильный зал, где ее помещики на специальную родильную кровать (высокую).Потуга проводится следующим образом. К началу возникновения схватки во втором периоде родов роженица делает глубокий вдох, так чтобы воздух не задерживался в полости рта, затем захватывает руками края кровати или концы привязанного к кровати полотенца и, тужась, тянет их на себя, напрягая шейные мышцы, слегка приподнимая голову и прижимая подбородок к груди. Если роженица, не производя дыхания, более тужиться не в состоянии, она должна спокойно выдохнуть воздух, затем вновь произвести глубокий вдох, задержать дыхание и продолжать потугу. Это повторяется 3 раза во время каждой схватки. Энергичная, правильно выполненная потуга устраняет тягостные ощущения и ускоряет роды. В промежутках между потугами роженица отдыхает от напряжения, свободно дышит, положив руки на грудь. Тужиться указанным образом следует до указания акушерки о прекращении потуг: обычно это происходит после рождения большей части головки плода. В это время роженица должна сама способствовать расслаблению мышц брюшного пресса: не тужиться, открыть рот или считать вслух, опустив руки или положив их на грудь. Акушерка в этот момент «выводит» головку плода. После выведения головки акушерка просит женщину еще раз потужиться, для того чтобы родились плечики. Остальное туловище плода рождается без напряжения со стороны женщины.Обо всем этом женщина узнает на четвертом занятии. На этом занятии ее обучают поведению во втором периоде родов. Она заранее, еще во время беременности, практически как бы осваивает технику потуг.

На пятом занятии, последнем, женщину подробно знакомят с обстановкой, которая ее ожидает в родильном доме при поступлении в него, с манипуляциями, которые обычно производят роженицам. Делается это с целью, чтобы для беременной при поступлении в родильный дом не было неожиданностей, способных взволновать ее. Женщина должна быть уверена, что в родильном доме ей нечего бояться, что там ее ждут люди, готовые в любой момент прийти на помощь.

Послеродовый период — наступает сразу после рождения плода и продолжается около 6-8 недель.

Послеродовый период подразделяется на:

  • ранний послеродовой период — ближайшие 2 часа после родоразрешения;
  • поздний послеродовый период — начинается с момента перевода родильницы в послеродовое отделение, продолжается 6-8 недель.

В течение послеродового периода исчезают возникшие в связи с беременностью сдвиги в эндокринной, нервной, сердечно-сосудистой и других системах. Исключение составляют молочные железы, функция которых достигает расцвета именно в послеродовом периоде. Наиболее выраженные инволюционные процессы (обратное развитие) происходят в половых органах. Темп инволюционных процессов особенно выражен, впервые 8-12 дней.

Инволюция половых органов

Матка. Инволюция матки – обратное развитие матки. К концу 1-х суток после родов, если освобожден мочевой пузырь, дно матки достигает уровня пупка , в дальнейшем высота стояния дна матки ежедневно уменьшается на 1,5 — 2 см (приблизительно на 1 поперечный палец. На 10-12 дней послеродового периода возвращается в полость малого таза .

Внутренняя стенка матки после отделения плаценты и оболочек представляет собой обширную раневую поверхность. Эпителизация внутренней поверхности матки завершается к концу 7-10 дня, за исключением плацентарной площадки, где этот процесс заканчивается к концу 6-8 недели.

Характеристика лохий:

В первые дни лохии (раневой секрет матки) имеют ярко-красный цвет
с 3-го дня их цвет изменяется и становится буровато-красным с коричневым оттенком,
с 7-8-го дня из-за обилия лейкоцитов он становится желтовато-белым и, наконец
с 10-го дня – белыми.

Шейка матки. Инволюция шейки матки совершается изнутри к более поверхностным областям. Это происходит значительно менее интенсивно, чем инволюция тела матки. Внутренний зев шейки матки закрыт к 10-му дню после родов, наружный зев закрывается лишь к концу 2-й или 3-й недели после родов. Однако и после этого его первоначальная форма не восстанавливается. Он принимает форму поперечной щели, что свидетельствует о перенесенных ранее родах.

Влагалище. Сокращается, укорачивается, исчезает гиперемия, и к концу 3-й недели оно приобретает обычный вид. Однако при последующих родах его просвет становится более широким, а стенки более гладкими, влагалище становится, более сомкнутым, вход во влагалище остается более приоткрытым. Девственная плева представлена в виде отдельных листков.

Промежность. Если промежность не была повреждена во время родов, а при разрывах была правильно зашита, восстанавливается через 10-12 дней.

Читайте также:  Почему беременным нельзя комплексные витамины шипучки

Маточные трубы. В послеродовом периоде гиперемия и отек маточных труб постепенно исчезают. Трубы в месте с маткой опускаются в полость малого таза и к 10-му дню принимают обычное горизонтальное положение.

Яичники. В послеродовом периоде в яичниках заканчивается регресс желтого тела и начинается созревание фолликулов.
У некормящих матерей — менструации обычно возобновляются в течение первых 6-8 недель после родов, при этом овуляция происходит на 2-4 неделе послеродового периода.
У кормящих матерей — овуляция может произойти после 10-й недели послеродового периода. В связи с этим кормящие грудью матери должны знать, что обусловленный лактацией период контрацепции продолжается только 8-9 недель, после чего возможно возобновление овуляторного менструального цикла и наступление беременности. Но также надо знать, что этот процесс индивидуален для каждой женщины.

Брюшная стенка. Состояние брюшной стенки постепенно восстанавливается к концу 6-й недели. Иногда остается некоторое расхождение прямых мышц живота, прогрессирующее при последующих родах. Багровые рубцы беременности на поверхности кожи постепенно бледнеют и остаются в виде белесоватых морщинистых полосок.

Молочные железы. Функция молочных желез после родов достигает наивысшего развития. В первые дни (до 3 сут) послеродового периода из сосков выделяется молозиво. Молозиво — густая желтоватая жидкость. Молозиво содержит, помимо большого количества белка и минералов, IgA, , факторы нейтрализующие некоторые вирусы и угнетающие рост кишечной палочки, а также макрофаги, лимфоциты, лактофферин, лизоцим , витамины группы А,Д.Е .

На 3-4 сутки молочные железы начинают продуцировать переходное молоко, а к концу 1-го месяца — зрелое молоко. Основные компоненты молока — белки, лактоза, вода, жир, минералы, витамины, аминокислоты, иммуноглобулины. Иммуноглобулины содержащиеся в молоке матери, действуют на весь организм новорожденного, особенно на его желудочно-кишечный тракт. Доказано, что дети, питающиеся грудным молоком, болеют реже, чем дети вскармливаемые искусственно. Женское молоко содержит Т- и В-лимфоциты, которые осуществляют защитную функцию.

Лактация стимулирует сокращение матки.

Обмен веществ. В первые недели послеродового периода обмен веществ повышен, а затем становится нормальным. Основной обмен становится обычным на 3-4-й неделе после родов.

Дыхательная система. В связи с опусканием диафрагмы увеличивается емкость легких. Частота дыхания снижается до 14—16 в минуту.

Сердечно-сосудистая система. Сердце занимает обычное положение в связи с опусканием диафрагмы. Нередко отмечается функциональный систолический шум, который постепенно исчезает. Под действием внешних раздражителей отмечается большая лабильность пульса, имеется склонность к брадикардии (60-68 уд/мин). Артериальное давление в первые дни может быть несколько пониженным, а затем достигает нормальных цифр.

Морфологический состав крови. Состав крови имеет некоторые особенности: в первые дни после родов несколько снижается количество эритроцитов, число лейкоцитов остается повышенным. Эти изменения скоро исчезают, и картина становится обычной.

Мочевыделительная система. Диурез нормальный или в первые дни послеродового периода несколько повышен. Функция мочевого пузыря нередко нарушается. Родильница не ощущает позывов или испытывает затруднение при мочеиспускании.

Органы пищеварения. Как правило, система пищеварения функционирует нормально. Иногда наблюдается атония кишечника, проявляющаяся запорами.

Уход за родильницей

В настоящее время осуществляется принцип актив­ного ведения родильниц в послеродовом периоде.

· Родильницам рекомендуют раннее (на вторые сутки) вста­вание, в том числе тем, у которых имеются швы на промежности при разрыве I—II степени.

· комплекс упражнений лечебной гимнастики.

· туалет наружных половых органов по мере необходимо­сти, не реже 2 раз в сутки.

· Родильницам, имеющим швы на промежности, до их снятия запрещают самостоятельно проводить туалет на­ружных половых органов. Им также не разрешается сидеть.

· Смена постельного и нательного белья. Маска меняется после каждого кормления ребенка грудью

· Два раза в сутки измерение температуры тела и заносит сведения в историю родов, ежедневно контролирует артериальное давление, пульс. если температура тела повыше­на, необходимо сообщить об этом врачу и после осмотра перевести родильницу в обсервационное (второе акушер­ское) отделение.

· контролируется процесс инво­люции матки. Необходимым ус­ловием при определении высоты стояния дна матки над лоном является предварительное опорожнение мочевого пузыря.

· оценка качества и количе­ства лохий Медицинская сестра первой может отметить у родиль­ницы неприятный запах выделений из половых путей, об этом также следует сообщить врачу. Чаще всего появле­ние неприятного запаха свидетельствует о развитии гной­но-септического заболевания. После осмотра родильницы врачом и выявления послеродового заболевания родильни­цу переводят в обсервационное отделение.

· каждые 3—4 ч опорожнять мочевой пузырь. Если в течение первых 3 сут у родильницы отсутствует дефека­ция, кишечник опорожняют с помощью очистительной клизмы При швах на промежности кишечник опорожняют на 5-е сутки послеро­дового периода

· Уход за молочными железами

При нормальном течении послеродового периода ро­дильница выписывается из акушерского стационара на 4—5-е сутки послеродового периода.

Гигиена родильницы

Санитарно-просветительная беседа с родильницей при выписке из родильного дома. Перед выпиской родильницы из родильного дома с ней проводится беседа о необходи­мости выполнения правил личной гигиены в домашних условиях. Эти правила сводятся к следующему: родильни­ца должна регулярно и рационально питаться: здоровая родильница не нуждается в специальной диете после родов, кормление ребенка грудью требует лишь умеренного увеличения калорийности пищи и коли­чества выпиваемой жидкости. Не улучшая свойства моло­ка, избыточное питание является ненужной нагрузкой для организма, нередко приводит к нарушениям общего жиро­вого обмена, возникновению избыточной массы тела. Родильницам рекомендуются молочные продукты (моло­ко, кефир, творог, сметана, сливочное масло, простоква­ша, сыр), а также овощи и фрукты, мясо нежирных сортов, рыба, дичь. Следует исключить из питания кон­сервы, пряности, алкоголь, ограничить употребление цит­русовых (лимоны, апельсины, мандарины). Пища должна быть легкоусвояемой, свежеприготовленной, вкусной. Принимать пищу следует 3—4 раза в сутки перед кормле­нием ребенка.Спать не менее 6—7 ч в сутки, гулять вместе с ребенком на свежем воздухе не менее 4 ч в сутки; так же как в родильном доме, тщательно проводить туалет молочных желез, на­ружных половых органов. Бюстгальтер и трико следует менять ежедневно, стирать с помощью кипячения и гладить утюгом, гигиенические прокладки менять по мере загрязнения. В течение 2 мес после родов нельзя прини­мать ванну, достаточно пользоваться только душем. Не следует поднимать больших тяжестей во избежание ма­точного кровотечения и формирования неправильного по­ложения матки. Половую жизнь можно возобновить лишь спустя 2 мес после родов. При возобновлении половой жизни следует предохраняться от нежелаемой беременно­сти.

Способ контрацепции необходимо обсудить с участко­вым врачом женской консультации.

Эти методы врачи рекомендуют применять в первую очередь. Они не препятствуют кормлению грудью и безопасны в любое время после рождения:

  • ЛАМ — метод лактационной аменореи
  • Презервативы
  • Спермициды ( средства типа «Фарматекс», «Патентекс-Овал», «Стерилин» и т.п.)

Внутриматочная спираль (ВМС)

С целью контрацепции после родов могут быть использованы гестагенные препараты, которые являются одним из видов гормональной контрацепции, созданной в связи с необходимостью исключить эстрогенный компонент, негативно влияющий на лактацию. Особое распространение получили оральные контрацептивы (мини-пили). Для кормящих грудью женщин рекомендовано применение гестагенов с 6-7 недели после родов. Данных о потенциальном отдаленном эффекте мини-пилей на детей отсутствуют.

  • Мини-пили («Экслютон», «Чарозетта», «Микролют»)
  • Инъекции (типа Depo-Provera)
  • Внутриматочные спирали с прогестероном («Мирена»)

Женскую консультацию необходимо посетить через 2—3 нед после родов и в последующем при отсутствии менструации контролировать возможность наступления повторной беременности осмотром гинекологом. Кормя­щей женщине категорически запрещается курение и упот­ребление алкоголя.

Тема: «Климактерический период».

Климактерический период (греч. klimakter ступень; возрастной переходный период; синоним: климакс, климактерий) — физиологический период жизни человека, в течение которого на фоне возрастных изменений организма доминируют инволюционные процессы в репродуктивной системе.
Климактерический синдром — патологическое состояние, возникающее у части женщин в климактерическом периоде и характеризующееся нервнопсихическими, вегетативнососудистыми и обменнотрофическими расстройствами.

Климактерический период у женщин.

КЛАССИФИКАЦИЯ

В климактерии выделяют следующие фазы:

o пременопауза — период от появления первых климактерических симптомов до последней самостоятельной менструации;

o менопауза — последняя самостоятельная менструация, обусловленная функцией яичников (дату устанавливают ретроспективно, а именно после 24 мес. отсутствия менструации);

o перименопауза — период, объединяющий пременопаузу и 1й год после менопаузы;

o постменопауза — начинается с менопаузы и заканчивается в 65–69 лет; принято выделять раннюю (до 5 лет) и позднюю (от 5 до 10 лет) постменопаузу.

факторы, влияющие на течение и наступление климактерия:

· состояние здоровья женщины

· вредные привычки, например, выкуривающих более 1 пачки сигарет в день, менопауза наступает в среднем на 1 год 8 мес. раньше, чем у некурящих.

Мочевыделительная система. Диурез нормальный или в первые дни послеродового периода несколько повышен. Функция мочевого пузыря нередко нарушается. Родильница не ощущает позывов или испытывает затруднение при мочеиспускании.

Роль акушерки в психопрофилактической подготовке беременных к родам

Описание: Психофизиология родов. Их низкая информированность по этому вопросу дает негативный осадок на дальнейшем протекании родов. Гипотеза: Основными психологическими факторами риска поведения роженицы является страх родов страх боли низкая информированность о протекании родов боязнь медицинского персонала. Объект: психопрофилактика родов.

Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск

Министерство здравоохранения Свердловской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Свердловский областной медицинский колледж»

Роль акушерки в психопрофилактической подготовке беременных к родам.

Специальность Акушерское дело

2. Глава 1. Психофизиология родов……………………………………. 4

  • Глава 2. Психопрофилактика факторов риска поведения роженицы………………………………………………………….…. 7
    • Страх………………………………………..………………….….. 7
    • Боль………………………………………………………………… 8
    • Отношение с медицинским персоналом………………………… 10

4. Цели психопрофилктической подготовки…………………..……….. 11

Актуальность темы заключается в том что, в настоящее время многие женщины психологически не готовы к рождению ребенка. Они пренебрегают походы в школы матерей. Их низкая информированность по этому вопросу дает негативный осадок на дальнейшем протекании родов. У таких женщин роды протекают сложнее и болезненней.

Цель: Разработка рекомендаций по психопрофилактической подготовке беременных к родам.

  • Анализ отечественной и зарубежной литературы
  • Выявить факторы риска в поведении роженицы
  • Определить цели психопрофилактической подготовки
  • Разработка рекомендаций по психопрофилактической подготовке.

Гипотеза: Основными психологическими факторами риска поведения роженицы является страх родов, страх боли, низкая информированность о протекании родов, боязнь медицинского персонала.

Объект: психопрофилактика родов.

Предмет: цели психопрофилактики родов.

Методы: анализ литературы, разработка рекомендаций.

Глава 1. Психофизиология родов

Психофизиология изучает, как влияют гормоны на психику женщины, как наша психика влияет на гормональный фон в процессе родов, и что из этого следует.

Во время беременности происходит перестройка в организме женщины. Серьезные гормональные изменения влияют как на физическое, так и психологическое состояние. Меняется буквально все в ее жизни — привычки, вкусы, эмоции, фигура. Порой самой женщине из-за всех этих перемен становится неприятно и иногда даже стыдно.

На психофизиологическом уровне выделяет изменения в следующих сенсорных областях:

Акустическая : Беременным женщинам часто не нравится громкая музыка, и они начинают предпочитать классическую или медитативную музыку. Они вздрагивают, когда слышат громкий звук, выстреливающий звук или внезапный шум.

Визуальная : Многие женщины сообщают об изменениях в зрительном восприятии, в частности, эмоциональных реакциях на визуальные стимулы, такие, как изображения уродств, жестокость, неприятные события; в то же самое время, беременные начинают более глубоко чувствовать красоту и гармонию. Они также более чувствительны к цветовым сочетаниям.

Кинестетическая : Большинство беременных женщин становятся более сенситивными к тому способу, которым к ним прикасаются, к другим тактильным сигналам.

Движения женщин становятся медленнее не только из-за их увеличенного веса — но и потому, что «это происходит само собой».

Запах : У многих беременных женщин более дифференцированное чувство обоняния. Поскольку сильные запахи могут быть вредны для будущего ребенка, а некоторые запахи действуют на мать целебно и успокаивающе, ее более дифференцированное обоняние позволяет ей избегать или искать определенные запахи и их источники.

Вкус : Многим беременным женщинам не нравятся определенная пища и напитки, так же, как вещества, которые являются вредными для нормального развития плода, например, никотин, алкоголь, кофеин и т. п. Однако беременные часто начинают бессознательно употреблять в пищу те продукты, в которых имеются необходимые питательные вещества.

С началом родовой деятельности практически все женщины начинают испытывать в той или иной мере волнение. При этом они активны, контактны, адекватно реагируют на происходящее. По мере усиления схваток роженица становится более замкнутой, хотя при этом отвечает на заданные ей вопросы, выполняет указания медперсонала, жалуется на болевые ощущения.

Читайте также:  31 День Цикла Месячных Нет Признаки Беременности

Приближение потужного периода характеризуется максимальными болевыми ощущениями и соответственно поведение женщины меняется. Она отстраняется, закрывается от окружающей ее действительности, как бы смотрит внутрь себя. Иногда врачу и акушерке приходится неоднократно повторять слова, обращенные к женщине. Многие психологи считают, что психологическое состояние роженицы подобно трансу. Женщина пытается игнорировать полностью внешние раздражители.

Даже поза, которую часто роженицы занимают во время схваток — так называемая поза молящегося, при которой будущая мама наклоняется вперед — тоже не только помогает наилучшим образом переносить схватки, но и отгородиться от мира и сосредоточиться на происходящем внутри. Стоит отметить, что во время потужного периода большинство женщин не испытывают болевые ощущения. Связано это с тем, что во время потуг — апофеоза родов — достигает своего максимума концентрация эндорфинов и других веществ, обладающих сильнейшим анальгезирующим действием.

Таким образом, получается, что каждая схватка и болевые ощущения, ее сопровождающие, — это своего рода импульсы, способствующей правильной физиологии и биохимии родов, направленные на успешное открытие шейки матки. После появления ребенка на свет женщина быстро восстанавливается и сразу же переключает свое внимание на малыша.

Считается, что первые минуты после родов могут во многом формировать материнские реакции и дальнейшие отношения между мамой и ребенком. [1]

Глава 2. Психопрофилактика факторов риска поведения роженицы

Психопрофилактическая подготовка беременных.

Психопрофилактическая подготовка беременных — это разъяснение, для того чтобы у беременной женщины возникло правильное представление о родах как о нормальном физиологическом процессе, и тем самым предотвратить у нее чувство страха перед неизвестным и внушить уверенность в благополучном исходе родов. Это повысит порог болевого восприятия, и тогда ощущаемая в родах боль будет восприниматься как нормальное явление, не угрожающее жизни роженицы и ее ребенку.

Одним из самых ярких и эмоционально насыщенных факторов поведения роженицы, является страх перед родами . Вероятно, что каждая женщина, в некоторой степени, испытывает внутренний конфликт. Этот конфликт выражается, с одной стороны, в желании, наконец, родить, а с другой стороны – избежать родов. С одной стороны, она ожидает благополучного завершения беременности, с другой стороны, роды вызывают страх и беспокойство. Страх имеет разную этологию.

Самая первая и главная причина – это массовость и доступность абсолютно различной информации, которая буквально переполняет просторы Интернета, печатной прессы и книг. Нужно объяснить женщине, что роды – это индивидуальный процесс, который протекает у каждой женщины по-своему, и чем больше она будет бояться, тем тяжелее и болезненнее он будет. И еще один неоспоримый факт: спокойные и практически безболезненные роды – не столь увлекательные и скандальные истории, вот почему они не пишутся на форумах и блогах.

Неудачный предыдущий опыт или опыт подруг могут стать еще одной причиной, почему возникает страх перед родами. Бывает и так, что первая беременность закончилась тяжелыми родами, которые еще и принимал не слишком добрый и квалифицированный доктор.

Это один из самых распространенных страхов — это страх неизвестности. Причем зачастую женщина даже не может определить, чего именно она боится. Страх, который испытывает человек перед неизвестным, непонятным, неизбежным – нормальная реакция. Роды до сих пор до конца не изучены, и, тем не менее, нам уже очень многое известно об этом процессе.

Еще один распространенный страх – это боязнь серьезных осложнений или смерти при родах . Но при этом нужно понимать, что уровень современной медицины достиг таких высот, что летальные исходы во время родов уже почти не встречаются, и врачи сделают все чтобы избежать осложнений.

Отдельно можно поговорить о страхе боли. Как известно, роды — это процесс, сопровождающийся достаточно интенсивными болевыми ощущениями, и каждая роженица мечтает о том, чтобы боль не помешала ей радоваться рождению крохи.

Во время родов боль возникает по двум причинам. Первая, висцеральная боль, связана с сокращениями матки и растяжением шейки матки.

Возникает она во время первого этапа родов — на схватках и усиливается по мере раскрытия шейки матки. Висцеральная боль тупая, точное место ее локализации определить невозможно. Она часто ощущается не в месте возникновения, обычно проводится в поясницу и крестец.

Вторая, соматическая, боль возникает перед рождением ребенка во время потуг. Это болезненное ощущение вызывается растяжением тканей в нижней части родового канала при продвижении плода. В отличие от висцеральной боли, соматическая боль имеет острый характер и точно локализуется во влагалище, прямой кишке, промежности.

Знать о том, где и что болит во время родов очень важно для женщины — это уменьшает страх перед неизвестностью. А значит, помогает справиться с третьей разновидностью боли, которая точно ничего, кроме вреда, не приносит.

Это боль от мышечных зажимов, которые появляются в результате нервного напряжения роженицы. Представить себе ее механизм несложно. При сильном страхе или стрессе человек, как правило, реагирует напряжением мышц, «сжимается». Когда во время родов мышцы влагалища постоянно зажаты, то это мешает ребенку пройти по родовым путям — как бы отталкивает его назад. Из-за этого страдает и ребенок, и роженица, у которой затягиваются потуги. Кроме того, они становятся все болезненнее, ведь плод должен «пробиться» через зажатые мышцы. Именно с такой болью и нужно научиться справляться.

Для этого очень важен правильный психологический настрой на роды, который и дается во время подготовки беременных к родам. Для того чтобы возник такой настрой, женщина должна понимать, чем именно вызваны болевые ощущения во время родов и для чего они нужны

На занятиях женщина осваивает некоторые специальные приемы, помогающие эффективно снижать болевые ощущения — дыхание, положение, массаж, рефлексотерапия, отвлечение. Зная, что она может помочь себе сама, женщина начинает чувствовать себя более уверенно и спокойно. Что, в свою очередь, в немалой степени облегчает ей роды

3.3. Отношение с медицинским персоналом

Почти каждая женщина, которая идет в роддом сильно переживает, какой попадется ей мед персонал. Наслушавшись от своих знакомых, какие то негативные вещи, начинает себя настраивать на плохое.

Конечно, для женщины, в первую очередь, это огромное событие, и ей хочется, чтобы и врачи и акушеры поддержали ее праздничное настроение. Но будущие мамы не думают, что для акушеров и врачей, это работа. Почти так же, как и у всех. У них есть и свои переживания, и свои проблемы. И то, что акушерка или врач не встретил женщину в хорошем приподнятом настроении, еще не означает, что это плохой специалист. В первую очередь они должны выполнить свою, не без того сложную, ответственную работу.

В первую очередь, акушерка должна быть доброжелательной и внимательной. Но если все пошло не так, то нужно понимать, что это всего лишь небольшой этап, в жизни который, нужно пережить. И самое главное, нужно сосредоточиться на своем малыше, и выполнять те указания, которые говорит вам врач или акушер.

Главное настроить себя оптимистически, не слушать никого, кто хочет рассказать о своем «плохом» опыте пребывания в роддоме.

4. Цели психопрофилактической подготовки

1. Снять психогенный компонент родовой боли

Важным психологическим моментом во время родов является присутствие мужа или другого близкого роженице человека, если на это имеется обоюдное согласие. Полезно, чтобы беременная заранее познакомилась с врачом и акушеркой, которые будут вести роды.

2. Устранить представление о родовой боли и ее неизбежности

Если боль присутствует, то относиться к ней нужно положительно — как к знаку, говорящему о скорой встрече с малышом. Для того чтобы правильно реагировать на болевые сигналы и уметь с ними справляться, нужны специальные знания о течении родов, о характере родовых переживаний, о возможных вариантах поведения, самопомощи, техниках дыхания, самомассажа. В настоящее время подготовка производится на групповых занятиях в школах для будущих матерей. На этих занятиях женщины получают представление о физиологии родов, а также осваивают методики и специальные приемы, помогающие эффективно снижать болевые ощущения.

3. Устранить чувство страха

Простой способ, который значительно облегчает болезненные ощущения женщины во время родов, помогает преодолеть страхи, — переключение внимания с собственных страданий на переживания ребенка . Осознание того, что рождение — очень сложный момент для малыша, в который ему жизненно необходима поддержка матери, помогает очень многим женщинам.

4. Создать представление о родах, как о физиологическом процессе

Подготовленная женщина воспринимает роды как естественный процесс, знает, что она может помочь себе сама, чувствует себя более уверенно и спокойно. Кроме того, женщина становится более дисциплинированной, четко выполняет рекомендации врача, что, в свою очередь, в немалой степени облегчает ей роды

5. Создать положительный настрой на роды

Роды — это серьезная интенсивная работа и психическое напряжение. От того, насколько женщина готова к ним физически и морально, умеет ли она слушать свое тело и четко выполнять рекомендации своего врача, зависит то, насколько гладко, безболезненно и радостно произойдет рождение нового человека. [2]

1. Основными факторами риска поведения в родах являются неумение справляться с болью, страх, низкая информированность роженицы, негативное представление о родах и работе медицинского персонала.

2. Нами были выделены следующие цели психопрофилактической подготовки к родам: Снять психогенный компонент родовой боли, устранить представление о родовой боли и ее неизбежности, устранить чувство страха, создать представление о родах, как о физиологическом процессе; создать положительный настрой на роды

3. Для того чтобы женщина могла правильно сориентироваться в родах, снять факторы риска, нами были разработаны рекомендации по психопрофилактической подготовке к родам и поведению в родах, которые были распространены среди беременных, посещающих школу будущих мам.

Актуальность темы заключается в том что, в настоящее время многие женщины психологически не готовы к рождению ребенка. Они пренебрегают походы в школы матерей. Что в дальнейшем дает негативный настрой, боязнь предстоящих родов.

Цель: Разработка рекомендаций по психопрофилактической подготовке беременных к родам.

1. Анализ отечественной и зарубежной литературы

2. Выявить факторы риска в поведении роженицы

3. Определить цели психопрофилактической подготовки

4. Разработка рекомендаций по психопрофилактической подготовке.

Гипотеза: Основными психологическими факторами риска поведения роженицы является страх родов, страх боли, низкая информированность о протекании родов, боязнь медицинского персонала.

Методы: анализ литературы, разработка рекомендаций.

На основе проведенного анализа факторов риска поведения роженицы нами были сделаны следующие выводы:

1. основными факторами риска поведения в родах являются неумение справляться с болью, страх, низкая информированность роженицы, негативное представление о родах и работе медицинского персонала.

2. Нами были выделены следующие цели психопрофилактической подготовки к родам: Снять психогенный компонент родовой боли, Устранить представление о родовой боли и ее неизбежности, устранить чувство страха, создать представление о родах, как о физиологическом процессе, создать положительный настрой на роды

3. для того, чтобы женщина могла правильно сориентироваться в родах, снять факторы риска, нами были разработаны рекомендации по психопрофилактической подготовке к родам и поведению в родах, которые были распространены среди беременных, посещающих школу будущих мам.

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась.

1. . Алан Х. ДеЧерни, Лорен Н. «Акушерство и гинекология». — М.: МЕДпресс-информ, 2009.

2. Голубева О.Б. «Пренатальная психология и психология родительства»

3. Радзинский В.Е. Шарапова О.В. Костин И.Н. «Учебник для акушерских отделений средних специальных медицинских заведений», 2008.

Психофизиология изучает, как влияют гормоны на психику женщины, как наша психика влияет на гормональный фон в процессе родов, и что из этого следует.

http://studopedia.su/13_145070_psihoprofilakticheskaya-podgotovka-k-rodam.htmlhttp://www.pregna.ru/articles/a_10438/http://fb.ru/article/456427/psihoprofilakticheskaya-podgotovka-k-rodam-poleznyie-sovetyi-i-rekomendatsii-spetsialistovhttp://lektsii.org/12-12684.htmlhttp://refleader.ru/jgebewotrjgeotr.html

Давайте вместе будем делать материал еще популярнее, и после его прочтения сделаем репост в удобную для Вас социальную сеть

.

Оцените статью
Помогаем при ведении беременности советом — есть вопросы? Задавайте