Развитие Легких У Плода По Неделям

Одна из самых важных вещей, которая происходит во время беременности – это развитие легких у плода. Полностью развитые легкие являются одним из ключевых факторов, необходимых для жизни вне матки. Многие из других частей тела ребенка начинают функционировать на довольно ранних этапах развития плода, но для легких важен каждый день развития. Даже один день может иметь значение для развития легких плода. Например, для младенцев, которым грозит преждевременное рождение, врачи в первую очередь заботятся о том, чтобы легкие были максимально развиты до рождения ребенка, чтобы у ребенка были лучшие шансы на выживание.

Людям нужны легкие, чтобы дышать воздухом, верно? Таким образом, легкие довольно важны для роста и развития плода. Но когда именно легкие полностью развиваются?

Как развиваются легкие у детей.

Развитие легких у человека происходит в пять различных стадий. После стадии эмбриона легкие плода развиваются в так называемой псевдогландулярной стадии. Во время этой стадии, которая длится примерно от 5 недель до 17 недель беременности, легкие плода можно сравнить со стволом дерева с ветвями, прорастающими из него. По мере роста ребенка “ветки” становятся все более запутанными и сложными.

Следующие стадии происходят поэтапно, с 26 до 36 недель беременности, а затем, наконец, начинается последняя стадия развития легких. Последняя стадия развитиялегких плода происходит в течение последнего месяца беременности, и хотя может показаться, что ребенок “готов”, на самом деле на последней стадии происходит огромный рост легких. В течение последнего месяца легкие ребенка делают большую часть развития, потому что они должны функционировать вне матки, так что именно поэтому так важно сделать все возможное, чтобы позволить детям развиваться и выбирать свои собственные даты рождения, если только по медицинским показаниям не нужно рожать раньше.

Легкие деле являются одним из последних органов, которые заканчивают развиваться у ребенка, и именно поэтому недоразвитые легкие могут быть опасны для ребенка, если он или она родится слишком рано.

Легкие плода уникальны тем, что они являются одной из единственных систем в организме, которые остаются в основном спящими до рождения. Все остальные системы, такие как сердечная система или мышечная система, полностью работают, даже когда ребенок все еще находится в утробе. Но ребенок в утробе получает свой запас кислорода из плаценты, поэтому легкие не делают своего официального “тестового прогона” до момента рождения.

Ребенок выполняет “практику” дыхания в утробе, но нет никакого обмена воздуха в легких до тех пор, пока ребенок не покинет утробу. Весь процесс развития легких плода очень сложен и включает в себя множество различных функций, поэтому, когда приходит время для их запуска в действие, это решающий момент. К сожалению, поскольку это включает в себя много факторов, которые должны пройти благоприятно, то есть и много возможностей для того, чтобы все пошло не так.

Когда ребенок рождается и как только пуповина зажата, он должен переключиться с “дыхания” через кровоснабжение плаценты на дыхание реального воздуха. В этот момент легкие ребенка расширяются, “лоскут” на сердце закрывается, чтобы запустить циркуляцию из легких, и новая система получения кислорода в кровь из воздуха включается. Иногда этот процесс может занять некоторое время, и, особенно, если ребенок рождается преждевременно, могут возникнуть проблемы с получением достаточного количества кислорода в организме.

Развитие легких при рождении.

Самая важная часть развития легких ребенка – это то, что называется поверхностно-активным веществом в легких. Поверхностно-активное вещество – это смесь преимущественно жирнокислотных компонентов, углеводов и белков, которые “покрывают” легкие и позволяют им нормально работать. Это помогает сохранить альвеолы, которые являются воздушными мешками, где происходит весь кислородный обмен, открытыми и надутыми.

Сурфактант – это то, что развивается последним, и может не полностью присутствовать, если ребенок рождается слишком рано. Когда в легких не хватает сурфактанта, ребенок не может нормально дышать. Чаще всего низкий уровень сурфактанта приводит к состоянию, называемому респираторным дистресс-синдромом (РДС) у детей, особенно недоношенных. Малыш очень сильно старается дышать, но легкие просто не в состоянии нормально работать, чтобы получить необходимый воздухообмен.

Когда легкие ребенка полностью развиваются?

Легкие ребенка полностью функциональные, но фактически все еще технически не считаются “полностью” развитыми даже при доношенном рождении. Помните пять стадий развития легких? Ну, вы можете быть удивлены, услышав, что самая последняя стадия развития легких начинается с 36 недель беременности и продолжается на протяжении первых нескольких лет жизни ребенка.

В течение первых трех лет жизни ребенка легкие продолжают развиваться и созревать в структуру взрослого легкого. Более конкретно, альвеолы (небольшие “мешочки”, которые обменивают воздух в легких) продолжают формироваться в течение первых трех лет жизни, что увеличивает количество поверхностной области на легких.

Всегда ли Вы беспрекословно доверяете назначению врачей/гинекологов?
Да, конечно, они же учились долго и много практиковались.
43.48%
Не всегда, проверяю отзывы на лекарства и советы в интернете и только потом начинаю лечение.
25.36%
Доверяю, но в спорных/сложных ситуациях консультируюсь с врачом, который имеют более высокую квалификацию и только потом приступаю.
31.16%
Проголосовало: 138

Тестирование.

Нет другого способа узнать, развиваются ли легкие до рождения ребенка, не делая инвазивного тестирования. В некоторых случаях, например, если есть осложнения с беременностью и врачам необходимо родить ребенка раньше положенного срока, или если мать находится в крайней степени риска преждевременных родов, они могут сделать тесты для определения функции легких ребенка. Однако, тестирование амниотической жидкости на зрелость легких не имеет большого клинического значения.

В целом, большинство детей, родившихся в возрасте 35 недель, будут иметь адекватно функционирующие легкие, и дети традиционно считаются “доношенными” с нормально развитыми легкими к 37 неделям.

Что влияет на развитие легких у плода?

Многие вещи влияют на то, как легкие плода развиваются в утробе матери. Например, было установлено, что курение повреждает легкие плода еще до окончания беременности.

Заключение.

Легкие плода не считаются полностью функционирующими примерно до 37 недель беременности, что считается “полным сроком”. Однако, поскольку зачатие и развитие плода могут происходить с разной скоростью, это не точный срок. Некоторые дети, родившиеся раньше, могут иметь полностью функционирующие легкие, а некоторые дети, родившиеся позже, все еще могут иметь проблемы с легкими при рождении, потому что развитие легких может сильно отличаться.

Развитие легких плода является одним из наиболее важных компонентов роста ребенка. Если преждевременные роды неизбежны, врач может назначить специальные лекарства, чтобы помочь лучше функционировать легким ребенка. Медикаментозные и вспомогательные вмешательства также могут помочь ребенку после его рождения, если у него есть проблемы с легкими.

Легкие плода считаются полностью функционирующими при доношенном рождении, но также будут продолжать развиваться в первые три года жизни, пока они не будут напоминать зрелую структуру взрослого человека.

Многие вещи влияют на то, как легкие плода развиваются в утробе матери. Например, было установлено, что курение повреждает легкие плода еще до окончания беременности.

УЗИ сканер HS50

Доступная эффективность. Универсальный ультразвуковой сканер, компактный дизайн и инновационные возможности.

Введение

Дыхание является одним из важнейших показателей состояния новорожденного. Нормальное функционирование органов дыхания у новорожденного зависит от состояния легких на момент рождения, состояния центральной нервной системы, в том числе дыхательного центра, сердечно-сосудистой системы и своевременного дренирования верхних дыхательных путей. В случае нарушения дыхательной функции перед врачами неонатологами возникает сложнейшая задача — установить причину этих нарушений и принять все меры к их устранению. При этом на все мероприятия отводится только несколько минут, решающих судьбу новорожденного [1, 2].

В последние годы существенную помощь в оценке состояния новорожденного стали оказывать результаты ультразвукового об следования в различные сроки беременности и непосредственно перед родами. Применение эхографии позволило в подавляющем большинстве случаев своевременно диагностировать различные врожденные пороки развития плода, определить их прогностическую значимость и выбрать оптимальную тактику ведения беременности, родов и периода новорожденности.

В настоящее время для оценки характера развития плода применяются многочисленные биометрические таблицы, отражающие особенности роста большинства органов и систем. Вместе с тем эхографические исследования, посвященные изучению особенностей развития легких у плода, находятся на низком уровне и не дают полного представления о характере развития легочной ткани на различных сроках беременности. В отечественной литературе имеются только единичные публикации, посвященные использованию эхографии для оценки степени зрелости легких у плода [3 — 5]. В то же время различным нарушениям в структуре легких или изменениям их размеров при сопутствующих пороках посвящены многочисленные публикации [6-11].

Только в единичных исследованиях авторы [12] определяли поперечный диаметр, длину и окружность грудной клетки и легко го, устанавливали цифровые взаимоотношения этих величин и проводили сравнение с данными патологоанатомического вскрытия умерших новорожденных. Представленные в статье данные не содержат зависимости цифровых параметров легких плода от срока беременности. Это существенно снижает практическую ценность статьи. Более детально исследованы легкие плода [13]: проведена ультразвуковая биометрия основных пара метров плода, а также установлены их соотношения с длиной и поперечником легких. Однако переднезадний размер легких не определен и не вычислен их объем. Имеются также сообщения [14] о возможности использования трехмерных датчиков для определения объема легких плода, но данная работа является поисковой, и ее результаты пока не находят широкого применения.

Читайте также:  Можно Ли Перед Хгч Курить

Цель исследования

Учитывая отсутствие в доступной литературе нормальных биометрических параметров легких плода, авторами предлагаемой статьи проведено исследование, цель которого состояла в разработке методики измерения легких у плода, изучении характера их роста и особенностей внутриутробных дыхательных движений в различные сроки беременности.

Материалы и методы

Проведено 462 ультразвуковых исследования (УЗИ) на 13-40-й неделе беременности. В исследование включены только соматически здоровые беременные, у которых на момент исследования клинический срок гестации совпадал с данными фетометрических измерений. Во всех наблюдениях течение беременности было благоприятным, роды завершились в срок рождением живых, доношенных и здоровых детей.

Ультразвуковые исследования выполнены приборами, оснащенными датчиками частотой 3,5; 5,0 и 7,5 МГц и стандартизированными в соответствии с требованиями по безопасности, предъявляемыми Международной электротехнической комиссией. На 13-16-й неделе беременности использованы трансвагинальные датчики, в более поздние сроки — трансабдоминальные.

Обязательным условием, предъявляемым к плодам, включенным в настоящее исследование, являлись благоприятные условия визуализации органов и систем. При этом особое внимание уделялось качеству визуальной оценки и возможностям проведения биометрии обоих легких плода. Стандартная ультразвуковая биометрия включала измерение бипариетального (БПР), лобно-затылочного (ЛЗР) размеров головы плода, среднего поперечного диаметра грудной клетки (ДГ), среднего поперечного диаметра живота (ДЖ), длины бедренной кости (ДБ), длины плечевой кости (ДП) и среднего диаметра сердца (ДС). Во всех наблюдениях биометрические пара метры находились в диапазоне допустимых колебаний и не выходили за 5 и 95 персентилей. Измерения осуществляли в миллиметрах (мм).

Легкие плода измеряли в трех взаимно перпендикулярных плоскостях. Продольное сканирование проводили по стандартным анатомическим плоскостям [15]. При продольном сканировании грудной клетки плода определяли длину легкого. Для этих целей датчик устанавливали таким образом, чтобы плоскость сканирования наиболее точно проходила между среднеключичной и лопаточной линиями. При получении такого среза нижняя граница легкого при мыкает к диафрагме, а верхушка — к верх ним отделам грудной клетки (рис. 1 а). С целью определения наиболее информативных показателей точки отсчета длины правого легкого располагались в зоне верхушки и в трех точках (максимально зад ней, средней и максимально передней) между задним и передним краем, примыкающим к диафрагме. В левом легком верхняя точка отсчета располагалась в области верхушки, а две нижние (максимально задняя и средняя) — на диафрагме. Определение максимально передней точки было затруднено в связи с расположением сердца плода в данной области.

Поперечник (ширину) легкого определяли при поперечном сканировании дистальных отделов грудной клетки. При этом зона сканирования проходила практически над диафрагмой. Точки отсчета ширины легкого располагались между его наиболее удаленным латеральным краем и зоной примыкания к сердцу слева или справа. Переднезадний размер определяли по наиболее удаленным точкам легкого в зоне его примыкания к диафрагме (рис. 1 б).

Проведено 462 ультразвуковых исследования (УЗИ) на 13-40-й неделе беременности. В исследование включены только соматически здоровые беременные, у которых на момент исследования клинический срок гестации совпадал с данными фетометрических измерений. Во всех наблюдениях течение беременности было благоприятным, роды завершились в срок рождением живых, доношенных и здоровых детей.

Физиологическое и психологическое развитие

Малыш растет и набирает вес, с каждым днем он становится все активнее. В 4 месяца мальчики весят 6,2—7,8 кг при росте 61,8—66,0 см, соответствующие показатели для девочек: 5,6—7,2 кг и 59,9—64,3 см.

Самые «быстрые» дети уже стараются самостоятельно передвигаться: они пытаются ползать, лежа на животике и помогая себе руками, или принимают позу лягушки и отталкиваются ножками. Бывает, что малышам проще пятиться назад, и они не сразу учатся ползать вперед. Многие дети умеют переворачиваться с животика на спинку или даже со спинки на животик.

Ребенок активно пользуется руками, исследуя окружающий мир. Он тянется за предметами и загребает их ладошкой. Пальчики рук у него еще недостаточно ловкие.

Новую игрушку или другой предмет ребенок должен всесторонне обследовать: схватить, положить в рот, рассмотреть со всех сторон. Ведь только так он может разобраться, как с ними играть.

Если раньше ребенок четко видел предметы, которые находились на расстоянии до 30—40 см, то теперь он может фокусировать свое зрение в зависимости от того, ближе или дальше находится интересный объект. Малыш лучше различает цвета и даже может увидеть отличия в разных оттенках одного цвета. Он радостно реагирует на появлении новых предметов и смену обстановки.

В этом возрасте ребенок различает все основные звуки и воспроизводит некоторые из них. Он может имитировать мимику мамы и папы и повторять некоторые слоги, например, «ба-ба». Еще больше ему нравится воспроизводить кашель, бормотание, пронзительный крик, и он повторяет их снова и снова, то понижая, то повышая голос. Теперь во время бодрствования ребенок уже не требует вашего постоянного присутствия рядом, давая маме передышку на несколько минут.

Он может играть со своими ручками и ножками некоторое время , повторяя одни и те же движения несколько раз. Это совершенно естественно, ведь в этом возрасте малыши обычно повторяют все действия многократно, чтобы осознать их, прежде чем приступить к освоению нового навыка. Например, кроха может говорить слог «да-да-да-да» несколько дней, не пытаясь разнообразить свой словарный запас, а потом также долго повторять «бу-бу-бу-бу».

Зеркало — любимая забава детей в этом возрасте. Малыш может подолгу любоваться своим отражением, улыбаться ему, изучать движения рук. Лица любого вида и формы завораживают детей: они с интересом разглядывают людей, кукол и даже страшные, на первый взгляд, ритуальные маски, ноо самый большой интерес ребенка вызывают мама и папа. Общаясь с родителями, кроха дергает их за волосы,гладит по голове, ощупывает лоб, нос, подбородок.

Если мама говорит, он старается залезть пальцами ей в рот, пытаясь понять, как оттуда появляются такие интересные звуки.

У малыша появляется чувство юмора: он может весело засмеяться, если папа будет корчить забавные рожицы или издавать смешные звуки, подражая животным. У маленьких детей веселье и страх тесно связаны друг с другом. Смех дает выход нарастающему напряжению, но избыточное возбуждение может напугать малыша и стать причиной слез. Только что ребенок заливался смехом, когда его щекотали и поднимали вверх, а теперь он громко плачет. Во время шумных игр необходимо внимательно наблюдать за малышом, чтобы не перевозбудить его и вовремя предложить крохе более спокойное занятие.

Безопасный дом

Родители часто оставляют детей без постоянного присмотра во время сна, поэтому необходимо убедиться, что в кроватке или коляске малыш будет в безопасности. Теперь, когда ребенок стал более активным, еще раз проверьте прочность и надежность всех элементов детского спального места.

Всегда укладывайте ребенка спать на спину. Матрас должен быть ровным и не очень мягким. Не используйте подушки, уберите из кроватки мягкие игрушки. Постельные принадлежности должны быть из гладких, «дышащих» материалов, никаких пушистых простыней и одеял.

Детский сон

В этом возрасте дети спят 16—18 часов в сутки. Единого волшебного совета «как уложить ребенка спать» не существует, однако есть некоторые общие рекомендации, помогающие успокоить малыша и настроить его на засыпание.

Перед сном искупайте ребенка в теплой ванне и сделайте ему легкий массаж: это поможет снять мышечное напряжение. Попробуйте укачать кроху на руках: возможно, он чувствует себя в безопасности, только прижавшись к маме или папе.

Некоторые дети быстрее засыпают при монотонном раскачивании в коляске или люльке. Многие дети успокаиваются, слушая тихую плавную музыку или негромкую речь, например, неторопливое чтение вслух «взрослой» книги.

Важное о здоровье

Пора заняться зарядкой! Убедитесь, что вы с малышом «бодры, веселы и здоровы» — и можно начинать. Положите ребенка на спинку, совершайте его ручками круговые движения. Потом поднимайте и опускайте ручки. Осторожно поверните малыша сначала на один бок, потом на другой. Слегка надавите руками на его животик, приподнимите ножки и слегка потрясите их. Положите ребенка на живот. Согните его ножки в коленях, потом распрямите их и разведите в стороны. Затем соедините ножки вместе. Переверните малыша на спинку. Поднимите его ручки вверх, опустите вниз, скрестите и разведите в стороны. Внимательно наблюдайте за ребенком, не дайте ему переутомиться.

Напевайте веселые «спортивные» песенки, чтобы кроха мог почувствовать ритм упражнений. В конце занятия повозитесь с малышом, слегка пощекочите его, поцелуйте и похвалите за старание.

Меню малыша

Обычно четырехмесячному ребенку достаточно 6—8 кормлений и 900—1000 г грудного молока (или адаптированной молочной смеси, рекомендованной педиатром) в сутки. Состав материнского молока меняется в зависимости от потребностей малыша. Теперь в нем содержится больше полезных жиров и минеральных веществ.

Большинству детей до шести месяцев рекомендовано исключительно грудное вскармливание. Но при необходимости ваш врач может порекомендовать более раннее введение первого прикорма. Начинать стоит с очень небольших порций: 10 г овощных пюре, если малыш хорошо набирает вес, или 10 г безглютеновых каш (рисовая, гречневая, кукурузная каша – по выбору), если малыш маловесный. Постепенно, в течение недели, увеличивайте количество прикорма до 50 г в день.

Новые блюда надо добавлять в рацион малыша поочередно, внимательно наблюдая за его реакцией на каждый продукт.

Предложите грудничку на завтрак овощное пюре из брокколи или цветной капусты. Через 7—10 дней, если кроха хорошо перенес новый продукт, можно предложить ему новый овощ.

Читайте также:  Почему Нельзя Есть Свеклу Перед Анализом Мочи И Крови

Помните, что в этот период основным источником питательных веществ для ребенка по-прежнему остается грудное молоко (или детская молочная смесь), поэтому необходимо докармливать малыша молоком во время каждого приема пищи.

Совет месяца

Играйте с ребенком в простые игры, например, в прятки. Спрячьте лицо за ладонями рук или прикройтесь одеялом, малыш наверняка начнет радостно смеяться, когда вы неожиданно появитесь у него перед глазами. Постройте небольшую картонную горку и спускайте с нее игрушку на колесиках на глазах у малыша. Это наблюдение поможет ребенку в будущем лучше понять причинно-следственные связи между явлениями.

Самые «быстрые» дети уже стараются самостоятельно передвигаться: они пытаются ползать, лежа на животике и помогая себе руками, или принимают позу лягушки и отталкиваются ножками. Бывает, что малышам проще пятиться назад, и они не сразу учатся ползать вперед. Многие дети умеют переворачиваться с животика на спинку или даже со спинки на животик.

Четырехмесячный малыш становится более внимательным, активным и жизнерадостным. Он меняется физически и эмоционально, радуя родителей новыми навыками и достижениями. Чему научился младенец к 4 месяцам и как можно помочь развитию карапуза этого возраста?

Физиологические изменения

  • У 4-месячного малыша значительно укрепляются мышцы спины и улучшается их координация, в результате чего ребенок учится переворачиваться. Тем не менее, сидеть кроха еще не может, поэтому усаживать его с поддержкой в виде подушек не рекомендуется.
  • Многие рефлексы, характерные для новорожденного, уже исчезли или начали угасать, например, рефлексы ползания и Моро. Гипертонус рук уже полностью пропал, а в ногах еще сохраняется.
  • Слезные железы ребенка начинают свою работу, поэтому при плаче у малютки уже появляются слезы.
  • Зрение малыша начинает воспринимать все больше цветов. Крохе по нраву чистые тона желтого, красного, синего и зеленого. Если у ребенка после родов присутствовало косоглазие из-за слабости глазных мышц, к 4 месяцам оно должно пройти, поскольку мышцы глаз укрепляются.
  • Слух ребенка также активно развивается. Услышав звуки, кроха поворачивается в их сторону. Малыш уже умеет отличать голоса близких от незнакомцев. Слыша музыку, карапуз начинает покачивать головой в такт. Крохе больше нравятся ритмичные мелодии с низкими тонами, чем высокие тона.
  • Работа пищеварительной системы младенца уже наладилась и стала более стабильной, колики у большинства деток уже прошли.
  • У некоторых малышей усиливается образование слюны, однако это связано не с появлением первых зубов, а с постоянным нахождением рук и разных предметов во рту младенца, которые он изучает таким образом.
  • Волосы и ногти малыша 4 месяцев растут очень быстро.

В эмоциональном плане кроха этого возраста становится более развитым и сильно нуждается в общении со взрослыми. Среди всех людей малыш особенно выделяет маму и реагирует на ее настроение. Если мамочка грустит, младенец будет это чувствовать, а на мамину улыбку непременно ответит собственной очаровательной улыбкой.

Физическое развитие

Так как двигательная активность 4-месячного малыша еще невысокая, прибавка в массе в этом возрасте довольно большая и составляет около 750 грамм. Рост крохи становится больше на 2,5 см, а окружности головы и грудной клетки в этом возрасте становятся одинаковыми (к пятому месяцу грудная клетка становится больше обхвата головы).

Хотя все детки развиваются по-разному, средние показатели для большинства младенцев этого возраста и границы норм помогают выявить, нормально ли растет младенец и не следует ли обратить внимание педиатра на превышение или уменьшение какого-то из параметров физического развития. Нормы для 4-месячных малышей мы представили в таблице:

Среднее значение в 4 месяца

Мальчики в 4-5 месяцев

Девочки в 4-5 месяцев

Окружность грудной клетки

Вы можете воспользоваться калькулятором, чтобы рассчитать нормы для Вашего ребенка. Калькулятор основан на нормах роста и веса от Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ).

Что малыш умеет?

  • Лежа на животе, кроха уверенно удерживает свою голову и рассматривает все вокруг. Мало того, младенец уже может приподнимать вместе с головой всю верхнюю часть тела и опираться на ладошки.
  • К четырем месяцам младенец освоил перевороты на животик с положения на спине. Некоторые малыши даже научились переворачиваться обратно и пытаются ползать на животе, помогая себе ножками.
  • Лежа на спине, кроха научился приподнимать голову вместе с плечевым поясом. Это первые попытки младенца садиться.
  • Малютка уже неплохо управляет своими руками. Во время кормлений ручки ребенка часто обнимают грудь мамы или обхватывают бутылочку. Пребывая в кроватке, кроха уже уверенно ухватывает руками предметы, которые висят над ней (игрушки мобиля).
  • Во время игр ребенок улыбается и часто смеется. Ребенок в возрасте 4 месяцев очень эмоционален, он может как радоваться, так и огорчаться или обижаться.
  • Гуление четырехмесячного младенца довольно длительное. Вы услышите от малютки звуки «а», «о», «б», «п» и «м». Некоторые малыши даже научились их связывать в слоги.

Отметим, что каждый младенец развивается в своем темпе и одни навыки у карапуза могут появиться раньше, а другие – чуть позже, чем у сверстников. Тем не менее, есть умения, отсутствие которых в 4-месячном возрасте должно насторожить родителей. Обратитесь к педиатру, если малыш:

  • Не хватает предметы и не удерживает их в ручке некоторое время.
  • Не приподнимается с опорой на руки, когда лежит на животе.
  • Не научился переворачиваться на живот.
  • При вертикальном положении (когда родитель поддерживает под мышки) не опирается ногами о поверхность.
  • Когда подтягивают за обе ручки, головка ребенка отклоняется назад.
  • Не проявляет каких-либо эмоций и не реагирует на общение с людьми.

О том, стоит ли беспокоиться, если есть отклонения от норм, смотрите в видео доктора Комаровского.

О том, что, согласно нормам, должен уметь ребенок в 4 месяца, смотрите в следующем видео Ларисы Свиридовой.

Занятия для развития

  • Подвешивайте над ребенком яркие игрушки так, чтобы кроха мог ухватить их ручками. Отлично, если такие игрушки будут иметь разную фактуру или издавать звуки.
  • Вкладывайте в ручки ребенка погремушки разного размера и разной формы. Предложите крохе потрогать не только погремушки, но и мягкую игрушку, небольшую куклу, музыкальную игрушку с кнопочками, резиновую пищалку и другие предметы.
  • Играйте с младенцем в «прятки». Спрячьте свое лицо за носовым платком, затем откройте лицо и скажите «ку-ку». Также можете закрывать своими руками свои глаза, а потом закрывать своими руками глазки малыша. Крохе непременно понравятся все варианты игры.
  • Поиграйте с младенцем в «сороку-ворону». Так как на ладошке есть центры, стимулирующие работу кишечника, такая игра будет полезна не только для мышц руки, но и для пищеварения.
  • Пускайте мыльные пузыри и пусть кроха наблюдает за их медленным полетом.
  • Наденьте на одну ножку младенца носочек яркого цвета, чтобы карапуз захотел его ухватить. Также можете привязать к ножке младенца колокольчик. Обязательно похвалите кроху, когда ребенок достанет носок или колокольчик.
  • Для лучшего физического развития и тренировки координации возьмите младенца за ручки, поднимайте их вверх, а затем опускайте вдоль тела вниз. После этого скрещивайте руки на груди и разводите их в стороны.
  • Во время гимнастики, массажа и любых других дел вместе с ребенком напейте песенки и проговаривайте детские стишки, а укладывая малютку спать, напевайте колыбельную или рассказывайте сказку.
  • Стройте с крохой «диалоги», чтобы малютка учился подражать вашей речи. Проговаривайте разные слова так, чтобы младенец видел вашу мимику. Также важно повторять за малюткой звуки, которые произносит ребенок.

Попробуйте провести с ребенком занятие «Червячок», которое показывает Татьяна Лазарева в следующем видео.

Утро четырехмесячного ребенка, как и ранее, начинается с гигиенических процедур. Умывайте младенцу лицо и вытирайте глазки, очистку ушей и носика проводите при необходимости. Подстригать ногти в этом возрасте приходится достаточно часто, поскольку они быстро растут, а младенец постоянно засовывает ручки в рот.

Гулять с 4-месячным карапузом следует дважды в день, ориентируясь на погодные условия. В летний период длительность прогулок может составлять до 6 часов. Зимой советуют выходить на прогулку на 1-2 часа. Воздержаться от нее следует лишь при сильном морозе, ливне или порывистом ветре.

Гимнастику и легкий массаж рекомендуют делать ребенку дважды в день. Сначала уложите кроху на спинку, возьмите за ручки и сделайте ними круговые движения. Затем поверните младенца на один бок и на другой, после чего возьмите ножки карапуза и подвигайте ими. Далее кроху нужно повернуть на живот, и в этой позе сгибать и распрямлять его ножки.

В процессе массажа стоит использовать потешки.

Техника массажа в 4 месяца подробно показана Николаем Никоновым – ведущим врачом и массажистом России в следующем видео.

Для улучшения засыпания следует создать определенный ритуал, который будет настраивать младенца на ночной сон. В этот ритуал может входить купание, поглаживание тела ребенка, кормление, колыбельная или сказка. Повторяйте такой ритуал ежедневно, не пропуская его элементы.

Помните о правилах безопасности и не оставляйте кроху одного, ведь многие малыши в 4 месяца уже научились переворачиваться, а те, которым это еще не удалось, могут порадовать новым навыком в любой момент.

О том, что в первую очередь необходимо малышу в 4 месяца, смотрите в видео Ларисы Свиридовой.

Режим дня

Ребенок уже может бодрствовать больше 2 часов подряд и во время этих периодов ведет себя очень активно.

Четырехмесячный ребенок спит в сутки до 15 часов. Ночной сон в этом возрасте длится около 10 часов. Дневных снов у многих детей 4 месяцев становится три, а их общая длительность составляет около 5 часов. Оптимальным временем укладывания на ночной сон называют 19-21 час. Если вы начнете укладывание позже, то возможны трудности из-за переутомления младенца.

Малыш на грудном вскармливании продолжает получать исключительно грудное молоко. При этом кроха начал прикладываться к груди реже. Обычно это происходит в процессе засыпания, во время сна, а также сразу после пробуждения. В результате у ребенка имеется уже достаточно точный режим кормлений.

Читайте также:  Прогревание Картошкой При Кашле Беременным

У ребенка на искусственном вскармливании режим питания более строгий. Он предусматривает определенный объем смеси и 6 кормлений в сутки с промежутками примерно 3,5 часа. Количество смеси, в которой нуждается кроха-искусственник в сутки, определяют, разделив вес малыша на 7. Это общее количество распределяют поровну на 6 кормлений.

В среднем младенцы 4 месяцев съедают 900-1000 мл адаптированной смеси в сутки. За одно кормление малыш получает в среднем 150-170 мл смеси. Также в этом возрасте детям, получающим смесь, начинают вводить прикорм. Первым блюдом прикорма выбирают овощи или кашу. Новый продукт дают во второе кормление, увеличивая его количество до 100 г.

Не забывайте разнообразить день крохи различными потешками. Одна из них представлена Татьяной Лазаревой в следующем видео.

Девочки в 4-5 месяцев

Каждый месяц – это эпоха, особенно для детей до 1 года. Развитие и рост младенца в этот период времени идут семимильными шагами. Четырёхмесячный малыш по сравнению с новорождённым владеет огромным количеством умений и навыков. Каждый день младенец радует родителей чем-то новым.

Ребёнку в этом возрасте, наряду с пищей, сном и уходом, необходимо взаимодействовать с другими людьми. В первую очередь, с мамой. Младенец в четыре месяца уже чётко выделяет её из числа остальных близких.

Физическое развитие

Так как ребёнок ещё не особо двигается и растрачивает энергию, прибавка в весе всё ещё значительная, хоть и меньше, чем в предыдущие месяцы. С момента рождения малыш набирает около трёх кило. Рост увеличивается на 2 — 3 сантиметра за месяц.

Что должен уметь ребёнок в 4 месяца?

Обязательно ознакомьтесь с информацией врача-педиатра, которая отвечает на очень важный вопрос, что умеет ребёнок в 1 месяц.

Ещё родителям будет полезно узнать, как развивается ребёнок в 2 месяца и что должен уметь двухмесячный малыш.

Узнайте из содержательной и познавательной статьи врача-педиатра о том, как происходит развитие ребёнка в 3 месяца.

Подробная информация от опытного детского доктора, рассказывающая о том, что умеет ребёнок в 5 месяцев и как с ним заниматься.

  • малыш обязательно должен уверенно держать голову и крутить шеей, смотря по сторонам;
  • приподнимается на предплечьях, удерживая верхнюю часть тела;
  • определяет источник звука, поворачивая к нему голову;
  • в 4 месяца ребёнок должен переворачиваться со спины на бок и дальше на живот. Учится переворачиваться с живота на спинку;
  • захватывает погремушку и удерживает её;
  • при потягивании за ручки пытается садиться.
  • всё тянет в рот. Таким образом младенец познает мир. Задача родителей – максимально обезопасить пространство вокруг малыша;
  • учится хлопать в ладоши;
  • при кормлении придерживает руками материнскую грудь или бутылочку со смесью.

Рефлексы

Новорождённый ребёнок владеет определенными рефлексами, которые существуют до определенного возраста. Называются они транзиторными. Начиная с трёх месяцев, рефлексы начинают угасать.

Для каждого существует свой срок. У 3-месячного ребёнка уже не должно быть поискового, защитного, хоботкового и рефлекса Бабкина.

В 4 месяца угасают следующие рефлексы:

  • хватательный рефлекс. Если вложить в ручки младенца пальцы взрослого человека, малыш крепко их обхватит. Четырёхмесячный ребёнок уже осознает движения рук. Его захваты целенаправленны и контролируются самим малышом;
  • рефлекс ползанья. Если ребёнка выложить на живот и плотно прижать руки к подошвам его стоп, младенец будет рефлекторно отталкиваться. Этот рефлекс – основа навыка ползанья. При его стимулировании малыш немного раньше начнет развивать навык ползанья;
  • рефлекс Моро. Ребёнок вскидывает руки и делает обнимающие движения при резком звуке, ярком свете, или при воздействии каких-либо внутренних раздражителей. Именно из-за него, вскидывая ручки, просыпаются новорождённые, вынуждая даже самых ярых противников пеленания укутывать крох на ночь в пеленки.

Психоэмоциональное развитие

  • Легко вызывается «комплекс оживления». При виде родителей или других знакомых людей малыш в 4 месяца улыбается, радуется, активно двигает ручками и ножками, гулит.
  • Узнаёт маму, выделяет её среди остальных.
  • Улыбается своему отражению.
  • Лепечет. Временами можно услышать не только отдельные звуки, но и слога «ма», «па», «ба». Это еще неосознанное звукоподражание, прародитель будущей активной речи.
  • Выражает различные эмоции. Это уже не только радость и грусть. Прибавляется гнев, обида, страх.
  • Поведение тоже становится более дифференцированным. Если малышу нравится игра, он радуется. При её прекращении начинает плакать. Среди игрушек выделяет любимые, с которыми готов заниматься постоянно.
  • Легко определяет источник звука, поворачивая к нему голову. Ребёнок начинает воспринимать музыку. Хорошо реагирует на ритмичную или мелодичную песню.
  • Сосредотачивается, прислушивается при звуке своего имени.
  • Начинает ощущать своё тело в пространстве, знакомится с ним. Забавно смотреть за малышом, который пристально рассматривает свои ладошки или щупает ноги. Таковы дети – познание через игру.
  • Зрение у младенца практически на уровне взрослого. Малыш уже может различать несколько цветов – красный, желтый и синий.

Питание

При грудном вскармливании в питании ребёнка всё остается по-прежнему. Прикладываний к груди становится меньше, вырисовывается режим кормления.

Лактационный криз третьего месяца позади, грудное молоко вырабатывается строго по графику кормления. Ощущения в виде покалывания и распирания при прибытии молока уже не так беспокоят кормящую маму.

При искусственном вскармливании допускается введение в рацион разбавленных соков. Пищеварительная система искусственника уже вполне готова к их перевариванию.

Почему не стоит торопиться с прикармливанием соками? Введение соков может спровоцировать срыгивания из-за закисления внутренней среды желудка. После сладких соков малыш может отказаться пробовать невкусные, на его взгляд, овощи или каши.

По рекомендациям ВОЗ прикорм необходимо вводить не раньше 4 и не позже 6 месяцев. Точный срок определяется индивидуально по признакам готовности:

  • интерес младенца к взрослой еде;
  • ребёнок хорошо держит голову, сидит уверенно или с опорой;
  • при попадании еды (не молока или смеси) в рот не выталкивает её;
  • удвоение веса с момента рождения;
  • малыш удерживает ложку и стремится положить ее в рот;
  • появление первых зубов.

Сон и режим дня

Спит ребёнок большую часть суток – около 15 часов. Из них ночной сон занимает 10. Оставшееся время распределяется между тремя дневными.

Развивающие занятия

Предлагаем вашему вниманию статью детского психолога, в которой рассматриваются основные и самые популярные методики раннего развития детей.

Интересная и очень информативная статья психолога, в которой подробно описываются самые первые игрушки малыша — погремушки.

Сегодня это словосочетание растиражировано, модно, актуально.

Но все самые простые игры, общение, объяснения и тактильный контакт – всё это можно назвать развивающим.

  • массаж и гимнастика. Можно использовать по раздельности или вместе. Массаж полезно делать после пробуждения и перед купанием. Гимнастика заключается в пассивных движениях (сгибаниях, разгибаниях) конечностей малыша, переворотах и стимулирования ползанья путем нажатия своими пальцами на пятки ребёнка. С этим процессом неплохо ещё сочетается фитбол. Комплекс занятий с ним несложен, а информацию легко найти в интернете;
  • максимальный тактильный контакт. Младенцу он жизненно необходим. Носите ребёнка на руках, в слинге, кормите грудью, делайте лёгкий поглаживающий массаж;
  • игрушки. Игрушечный парк для ребёнка 4 месяца значительно шире, чем, например, у месячного ребёнка. К погремушкам прибавляются прорезыватели, ведь малышу очень хочется всё тянуть в рот и грызть зудящими дёснами. Младенцу интересно будет пробовать на ощупь различные по текстуре тканевые мешочки, наполненные гречкой, манкой, горохом, и небольшие мячики. Развивающий коврик становится целым кладезем ощущений. Тут и цвета, различные по тактильные ощущениям ткани, висящие над головой игрушки, которые надо обязательно захватить, зеркальце, в которое очень интересно смотреться и узнавать самого себя;
  • речевое общение. Дети – великие подражатели. Чем чаще они будут слышать звуки речи, тем проще им будет ею овладеть;
  • стишки-прибаутки, потешки. Знакомые всем с детства «Сорока-ворона», «Коза рогатая», «Ладушки» и другие. Ребёнку нравится и ритмичное звучание, сопровождающееся действием – купанием, пальчиковой гимнастикой, одеванием, щекоткой, поглаживанием;
  • «Ку-ку». На первый взгляд простая игра для увеселения младенца. На самом деле через игровое действо до ребёнка доносится то, что родитель, когда покидает поле его зрения, потом обязательно возвращается. На этой базе у малыша формируется доверие к миру.

Когда стоит беспокоиться?

Есть определенный обязательный перечень того, что умеет ребёнок в 4 месяца. Родителям это надо знать. Но если ребёнку 4 месяца и у него есть хоть один признак из нижеперечисленных, первое, что необходимо сделать — срочно обратиться к доктору:

  • малыш не держит голову;
  • лёжа на животе, не приподнимается на предплечьях;
  • ребебёнок не переворачивается;
  • не реагирует на звуки, не ищет взглядом их источник;
  • малыш не демонстрирует «комплекс оживления» при виде матери;
  • не держит погремушку и даже не пробует пытаться её ухватить;
  • демонстрирует рефлексы, которые к этому возрасту должны угаснуть.

Внимательно следите за развитием малыша, но не сравнивайте его с ровесниками. Каждый кроха развивается в своем индивидуальном темпе.

По рекомендациям ВОЗ прикорм необходимо вводить не раньше 4 и не позже 6 месяцев. Точный срок определяется индивидуально по признакам готовности:

http://malyshok.net/kak-legkie-rebenka-razvivayutsya-vnutri-i-vne-matki/http://www.medison.ru/si/art155.htmhttp://m.baby.ru/mycalendar/child/month/4/http://o-krohe.ru/razvitie-rebenka/4-mesyaca/http://kroha.info/razvitie/calendar/rebenok-v-4-mesyatsa

Давайте вместе будем делать материал еще популярнее, и после его прочтения сделаем репост в удобную для Вас социальную сеть

.

Оцените статью
Помогаем при ведении беременности советом — есть вопросы? Задавайте