Праворукость и леворукость

Леворукость — это преобладание в развитии и функции левой руки над правой, обычно врожденное. Леворукость может быть скрытой, когда левша научился пользоваться главным образом правой рукой. В критическом положении, требующем быстрого и подсознательного (рефлекторного) действия, скрытая леворукость может проявляться попыткой выполнить это действие левой рукой. А это при обращении с аппаратами, приборами я т. д., рассчитанными на праворуких, иногда грозит опасностью (парашютисты, летчики, шоферы и др.). Скрытую леворукость можно обнаружить по некоторым признакам: левая кисть больше и ногти шире; при переплетении пальцев обеих рук сверху ложится I палец левой, а не правой руки. Ведущий глаз при леворукости — левый, что при службе в армии не допускает меткой стрельбы с правого плеча. Дети с леворукостью иногда начинают говорить несколько позже, чем следует, в остальном развиваются нормально и умственно и физически. Насильственное, с упреками и насмешками, «переучивание» ребенка-левши часто ведет к его нервозности, заиканию и т. п. Но писать правой рукой многие левши привыкают без особого труда.

Леворукость бывает и приобретенной (например, после калечащей травмы правой руки); пострадавшему для сохранения прежней профессии могут потребоваться инструменты, специально приспособленные «под левую руку».

Леворукость может быть врожденной (иногда наследственной) и вынужденной — вследствие нарушения функции правой руки. Различают леворукость явную и скрытую; при последней человек, будучи от рождения леворуким, путем тренировки приучается пользоваться преимущественно правой рукой. Леворукость, так же как праворукость и одинаковое развитие обеих рук (амбидекстрия), зависит от разных экологических условий происхождения и развития человека. В наших экологических условиях леворукие составляют 3 % всего населения.

Из 100 детей в возрасте 7—8 мес. (время проявления хватательного рефлекса) у троих отмечается леворукость. Процент леворуких в других частях нашей планеты варьирует в большой степени (например, у австралийцев он достигает 26%, а у жителей Южной Африки — еще больше). Асимметрия строения на земном шаре касается не только человека, но и всех живых существ, а также и растений — крон, корневой системы и годовых колец, хорошо различимых на поперечном спиле стволов деревьев.

Скрытую леворукость можно определить по большей величине левой руки у левши, большему развитию вен на тыле левой кисти, большему поперечному размеру ногтей, по более развитой мимической мускулатуре слева, по движению рук во время работы.

При сжимании кистей с переплетенными пальцами большой палец левой кисти оказывается сверху; при аплодировании более активная левая рука располагается сверху. При ходьбе по прямой линии с завязанными глазами левши сразу отклоняются от прямой линии слева направо, а правши наоборот.

Превалирующее развитие левой половины организмов связано и с изменением направления движения живых существ. Леворукость, праворукость и амбидекстрия некоторыми авторами расцениваются как наследственные признаки. Леворукость может быть у одного из близнецов. В странах, где имеется большой процент леворуких, в школах пишут поочередно правой и левой рукой (Австралия и др.).

Среди леворуких часто встречаются лица, которые пишут в зеркальном направлении справа налево — левой рукой, а слева направо — правой, а иногда пишут строчки по вертикали.

У леворуких два центра речи — один в левом, а другой в правом полушарии, при кровоизлияниях в один из них наступает более быстрая компенсация развития речи. Леворукие, как правило, имеют левый ведущий глаз и левое ведущее ухо, в отличие от праворуких. Они плохо попадают в цель при стрельбе, если прицеливаются с правого глаза, и отлично стреляют, если прицеливаются с левого. Перевоспитание трудом, физкультурой развивает стороны до любого предела, но превалирующей стороной у левшей все же остается левая. При воспитании не следует угнетать ребенка насильственным режимом перевоспитания из леворукого в праворукого. Ребенок и без такого воспитания прекрасно приспосабливается к окружающей обстановке, труду и механизмам орудий производства. Это учтено и в школах тех стран, где процент леворуких относительно высок.

В ряде стран (Англия, Япония, Китай) изготовляют орудия производства и для леворуких.

Насильственное воспитание и упреки в адрес леворукого ребенка могут иногда вызывать у него изменение психики, нервозность, нарушение ритма жизни, речи и заикание. Нечистая речь с неясным произношением буквы «р» чаще встречается у леворуких, так же как дальтонизм, косоглазие и генуинная эпилепсия. Леворукие дети нередко начинают говорить в более поздние сроки, однако в развитии не отстают от праворуких.

Практика показывает, что у левши, приученного выполнять какую-либо ответственную манипуляцию правой рукой, в критической ситуации может неожиданно проявиться преобладание левой. Это особенно относится к защитным действиям, так как безусловный рефлекс заставляет скрытого левшу действовать левой рукой. Это должно быть учтено, особенно при отборе парашютистов; надо точно установить надежность у левши приобретенного рефлекса при выдергивании кольца парашюта, расположение которого рассчитано на пользование правой рукой. При пилотировании самолета, вождении автомашины, при работе на пультах управления, сконструированных для праворуких, в случаях, когда требуется быстрая находчивость и ориентировка, леворукие без достаточно закрепленной тренировки правой руки также могут делать ошибки.

Всегда ли Вы беспрекословно доверяете назначению врачей/гинекологов?
Да, конечно, они же учились долго и много практиковались.
43.48%
Не всегда, проверяю отзывы на лекарства и советы в интернете и только потом начинаю лечение.
25.36%
Доверяю, но в спорных/сложных ситуациях консультируюсь с врачом, который имеют более высокую квалификацию и только потом приступаю.
31.16%
Проголосовало: 138

При сжимании кистей с переплетенными пальцами большой палец левой кисти оказывается сверху; при аплодировании более активная левая рука располагается сверху. При ходьбе по прямой линии с завязанными глазами левши сразу отклоняются от прямой линии слева направо, а правши наоборот.

Поведение и ценностные установки человека сильно зависят от того, какой рукой он преимущественно пользуется: для правшей все хорошее, доброе и приятное лежит по правую сторону, а для левшей источник добра и справедливости будет находиться на противоположной стороне.

К такому выводу пришли исследователи из Института психолингвистики Научно-исследовательского общества имени Макса Планка в Германии.

Как известно, мнения и суждения человека далеко не всегда являют собой результат холодной работы мозга, равнодушно взвешивающего все «за» и «против». Тысячи факторов влияют на чувства, мысли, принятие решений, манеру общения и т. д.

Однако, как пишет Даниэль Касасанто в Current Directions in Psychological Science, если оставить в стороне рассуждения о художественной и рациональной стороне психики, мы увидим, как правая и левая рука влияют на принятие любых решений, от простейших до самых абстрактных. В серии экспериментов психологи предлагали сделать участникам выбор: купить какую-нибудь вещь, ответить на предложение вакансии, выбрать, какое из нарисованных незнакомых существ кажется наиболее заслуживающим доверия. Во всех случаях выбор совпадал с тем, какая рука у человека была ведущей. Левша выбирал все, что было слева, правша — наоборот. «Правый» и «левый» перекос в предпочтениях начинали проявляться с пяти лет.

Более того, даже такие абстрактные оценки, как «хорошо» или «плохо», зависели от право- или леворукости. То есть для правши то, что было справа, было хорошим, добрым, приятным, а находящееся слева — злым, плохим. Ученые объяснили это так: правша исследует мир правой рукой, ей проще манипулировать, и поэтому мир «по правую сторону» кажется более дружелюбным и безопасным. С левой стороны у правши общение и контакт с окружающей средой затруднен, поэтому слева все кажется более сложным и опасным. Но при этом психологи отмечают, что такая ценностная ориентация не есть нечто незыблемое. Если человек начинает разрабатывать другую руку, и она получает небольшое преимущество, то и ценностные суждения начинают смещаться слева направо или справа налево.

Итак, если вы правша и говорите про кого-нибудь, что он прав, то это не обязательно следствие его правоты: возможно, человек просто стоял по правую руку от вас, подытожили исследователи.

Однако, как пишет Даниэль Касасанто в Current Directions in Psychological Science, если оставить в стороне рассуждения о художественной и рациональной стороне психики, мы увидим, как правая и левая рука влияют на принятие любых решений, от простейших до самых абстрактных. В серии экспериментов психологи предлагали сделать участникам выбор: купить какую-нибудь вещь, ответить на предложение вакансии, выбрать, какое из нарисованных незнакомых существ кажется наиболее заслуживающим доверия. Во всех случаях выбор совпадал с тем, какая рука у человека была ведущей. Левша выбирал все, что было слева, правша — наоборот. «Правый» и «левый» перекос в предпочтениях начинали проявляться с пяти лет.

Размещено на реф.рф
35). Есть и другие внешние признаки: главенство какого-то одного глаза (у каждого есть доминирующий глаз, используемый, к примеру, при визировании по краю) и ноги (которой обыкновенно делают шаг, сходя с края тротуара, или начинают танец). Ключевым доводом в пользу того, что не следует принуждать ребенка использовать правую руку наперекор его предпочтению, является то, что организация мозга, вероятно, предопределœена генетически и принудительная перемена противоречит этой естественной организации. Естественное предпочтение настолько сильно, что всœе предпринимавшиеся в прошлом усилия по переучиванию левшей часто заканчивались выработкой у них способности одинаково свободно владеть обеими руками: дети подчинялись давлению (а в былые времена даже наказанию) и приучались использовать правую руку для письма, продолжая пользоваться левой для всœего прочего.

Л-режим — “праворукий” режим работы левого полушария. “Л” прямоугольна, прямолинœейна, прямодушна, рассудительна, правдива, четко очерчена, лишена причуд, исполнена силы.

Читайте также:  34 Недели Длина Цк 20 Мм Опасно?

П-режим — “леворукий” режим правого полушария. “П” извилиста͵ гибка, игрива и полна неожиданных завихрений и поворотов, сложна, диагопальна, причудлива.

Бывший вице-президент Соединснных Штатов Нельсон Рокфеллер, переученный левша, испытывал трудности при чтении подготовленных речей из-за тенденции читать в обратном направлении, справа налево. Причиной этой трудности могла явиться неумолимость его отца, настоявшего на переучивании сына, родившегося левшой.

“3а семейным обеденным столом Рокфеллер-старший надевал на левое запястье сына резиновое кольцо, привязывал к нему длинный поводок и дергал за него всякий раз, когда Нельсон начинал есть левой рукой, которой он отдавал естественное предпочтение”.

Цитируется по книге “Руководство для левшей”

В конечном счете молодой Нельсон сдался и выработал довольно-таки неуклюжую компромиссную привычку пользоваться двумя руками, но от последствий отцовского упрямства он страдал на протяжении всœей своей жизни.

Вместе с тем, у учителœей и родителœей пет никаких разумных причин принуждать детей менять руку. Предлагаемые объяснения укладываются в диапазон от “Неприятно смотреть, когда человек пишет левой рукой” до “Мир создан для правшей, и мой ребенок-левша окажется в проигрышной позиции”. Все это неубедительно, и я уверена, что эти оправдания часто маскируют распространенное предубеждение против левшей — предубеждение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ теперь быстро исчезает, о чем мне приятно сообщить.

Отметая предрассудки, я вовсœе не хочу сказать, что левши ничем не отличаются от правшей. Есть важные различия. Левши, как правило, меньше латерализованы, чем правши (латерализация означает степень, в которой определœенные функции выполняются почти исключительно одним полушарием). К примеру, левши чаще обрабатывают речевую и пространственную информацию в обоих полушариях, чем это делают правши. Говоря точнее, речевая информация у 90% правшей и у 70% левшей обрабатывается в левом полушарии. Из оставшихся 10% правшей приблизительно у 2% речевая информация обрабатывается в правом полушарии мозга, а у 8% — в обоих полушариях. Из остающихся 30% левшей примерно 15% обрабатывают речевую информацию в правом полушарии мозга, а остальные 15% — в обоих полушариях. (Обратите внимание на то, что люди, у которых речь локализуется в правом полушарии — такую ситуацию называют доминированием правого полушария, так как язык всœегда доминирует, — часто пишут в “скрюченном” положении, доставляющем учителям столько беспокойства. Это указывает на то, что положение руки при письме является еще одним внешним признаком организации мозга).

Имеют ли эти различия какое-либо значение? Люди настолько отличаются друг от друга, что рискованно делать какие-то обобщения. При этом эксперты в целом согласны в том, что смешение функций в обоих полушариях; (то есть меньший уровень латерализации) создает возможность для конфликта полушарий или взаимных помех. Верно, что левши, по статистике, чаще страдают заиканием и испытывают проблемы при обучении чтению, называемые дислексией. Зато ряд других экспертов полагает, что двустороннее распределœение функций может служить предпосылкой более развитых умственных способностей. Левши преуспевают в математике, музыке и шахматах. История искусства тоже свидетельствует об определœенном преимуществе левшей: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль и Пикассо были левшами.

П-режим — “леворукий” режим правого полушария. “П” извилиста͵ гибка, игрива и полна неожиданных завихрений и поворотов, сложна, диагопальна, причудлива.

Студенты задают много вопросов о лево– и праворукости. Самое время обратиться к этой теме, прежде чем мы начнем изучение основных навыков рисования. Я постараюсь охватить основные вопросы, хотя результаты многочисленных исследований, посвященных главенству той или иной руки, все еще представляются неокончательными и противоречивыми.

Зеркальное письмо выворачивает наоборот форму каждой буквы и располагает строки справа налево, т. е. в обратную сторону. Большинству читателей оно становится понятным, только когда поднесено к зеркалу:

Наиболее известным в истории автором, использовавшим зеркальное письмо, был итальянский художник, изобретатель и левша Леонардо да Винчи. Другим примером служит левша Льюис Кэрролл, автор “Алисы в стране чудес” и ее продолжения “Сквозь зеркало, и что там увидела Алиса”, чье зеркально написанное стихотворение приведено выше.

Большинство правшей считает зеркальное письмо трудным, но для многих левшей это очень простое дело.

Попытайтесь написать свое имя зеркальным образом.

Во-первых, делить людей па левшей и правшей не совсем правильно. Существует широкий диапазон людей от полных левшей или полных правшей до тех, кто одинаково свободно владеет обеими руками. Большинство из нас оказывается где-то посредине, при этом приблизительно 90% людей оказывают более или менее явное предпочтение правой руке, а 10% отдают предпочтение левой.

Количество лиц, предпочитающих левую руку при письме, вроде бы возрастает (примерно с 2% в 1932 г. до 11% в 1980-х годах). Главной причиной этого роста, вероятно, является то, что преподаватели и родители научились мириться с леворуким письмом и больше не принуждают детей пользоваться правой рукой. Эта относительно недавно сформировавшаяся терпимость — 6лагоприятиое явление, потому что насильственное изменение руки может вызывать у ребенка серьезные проблемы — порой появляется заикание, они часто путают левую и правую стороны, с большим трудом учатся читать.

Исследуя вопрос о предпочтительном пользовании одной рукой, полезно иметь в виду, что это предпочтение — наиболее очевидный внешний признак того, как организован мозг человека (я уже упоминала о6 этом на стр. 35). Есть и другие внешние признаки: главенство какого-то одного глаза (у каждого есть доминирующий глаз, используемый, например, при визировании по краю) и ноги (которой обыкновенно делают шаг, сходя с края тротуара, или начинают танец). Ключевым доводом в пользу того, что не следует принуждать ребенка использовать правую руку наперекор его предпочтению, является то, что организация мозга, вероятно, предопределена генетически и принудительная перемена противоречит этой естественной организации. Естественное предпочтение настолько сильно, что все предпринимавшиеся в прошлом усилия по переучиванию левшей часто заканчивались выработкой у них способности одинаково свободно владеть обеими руками: дети подчинялись давлению (а в былые времена даже наказанию) и приучались использовать правую руку для письма, продолжая пользоваться левой для всего прочего.

Л-режим — “праворукий” режим работы левого полушария. “Л” прямоугольна, прямолинейна, прямодушна, рассудительна, правдива, четко очерчена, лишена причуд, исполнена силы.

П-режим — “леворукий” режим правого полушария. “П” извилиста, гибка, игрива и полна неожиданных завихрений и поворотов, сложна, диагопальна, причудлива.

Бывший вице-президент Соединснных Штатов Нельсон Рокфеллер, переученный левша, испытывал трудности при чтении подготовленных речей из-за тенденции читать в обратном направлении, справа налево. Причиной этой трудности могла явиться неумолимость его отца, настоявшего на переучивании сына, родившегося левшой.

“3а семейным обеденным столом Рокфеллер-старший надевал на левое запястье сына резиновое кольцо, привязывал к нему длинный поводок и дергал за него всякий раз, когда Нельсон начинал есть левой рукой, которой он отдавал естественное предпочтение”.

Цитируется по книге “Руководство для левшей”

В конечном счете молодой Нельсон сдался и выработал довольно-таки неуклюжую компромиссную привычку пользоваться двумя руками, но от последствий отцовского упрямства он страдал на протяжении всей своей жизни.

Кроме того, у учителей и родителей пет никаких разумных причин принуждать детей менять руку. Предлагаемые объяснения укладываются в диапазон от “Неприятно смотреть, когда человек пишет левой рукой” до “Мир создан для правшей, и мой ребенок-левша окажется в проигрышной позиции”. Все это неубедительно, и я уверена, что эти оправдания часто маскируют распространенное предубеждение против левшей — предубеждение, которое теперь быстро исчезает, о чем мне приятно сообщить.

Отметая предрассудки, я вовсе не хочу сказать, что левши ничем не отличаются от правшей. Есть важные различия. Левши, как правило, меньше латерализованы, чем правши (латерализация означает степень, в которой определенные функции выполняются почти исключительно одним полушарием). Например, левши чаще обрабатывают речевую и пространственную информацию в обоих полушариях, чем это делают правши. Говоря точнее, речевая информация у 90% правшей и у 70% левшей обрабатывается в левом полушарии. Из оставшихся 10% правшей приблизительно у 2% речевая информация обрабатывается в правом полушарии мозга, а у 8% — в обоих полушариях. Из остающихся 30% левшей примерно 15% обрабатывают речевую информацию в правом полушарии мозга, а остальные 15% — в обоих полушариях. (Обратите внимание на то, что люди, у которых речь локализуется в правом полушарии — такую ситуацию называют доминированием правого полушария, так как язык всегда доминирует, — часто пишут в “скрюченном” положении, доставляющем учителям столько беспокойства. Это указывает на то, что положение руки при письме является еще одним внешним признаком организации мозга).

Имеют ли эти различия какое-либо значение? Люди настолько отличаются друг от друга, что рискованно делать какие-то обобщения. Однако эксперты в целом согласны в том, что смешение функций в обоих полушариях; (то есть меньший уровень латерализации) создает возможность для конфликта полушарий или взаимных помех. Верно, что левши, по статистике, чаще страдают заиканием и испытывают проблемы при обучении чтению, называемые дислексией. Зато ряд других экспертов полагает, что двустороннее распределение функций может служить предпосылкой более развитых умственных способностей. Левши преуспевают в математике, музыке и шахматах. История искусства тоже свидетельствует об определенном преимуществе левшей: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль и Пикассо были левшами.

Исследуя вопрос о предпочтительном пользовании одной рукой, полезно иметь в виду, что это предпочтение — наиболее очевидный внешний признак того, как организован мозг человека (я уже упоминала о6 этом на стр. 35). Есть и другие внешние признаки: главенство какого-то одного глаза (у каждого есть доминирующий глаз, используемый, например, при визировании по краю) и ноги (которой обыкновенно делают шаг, сходя с края тротуара, или начинают танец). Ключевым доводом в пользу того, что не следует принуждать ребенка использовать правую руку наперекор его предпочтению, является то, что организация мозга, вероятно, предопределена генетически и принудительная перемена противоречит этой естественной организации. Естественное предпочтение настолько сильно, что все предпринимавшиеся в прошлом усилия по переучиванию левшей часто заканчивались выработкой у них способности одинаково свободно владеть обеими руками: дети подчинялись давлению (а в былые времена даже наказанию) и приучались использовать правую руку для письма, продолжая пользоваться левой для всего прочего.

Если концепция о специализации полушарий мозга стала формироваться только в прошлом веке, то знание о том, что люди различаются по способности пользоваться правой или левой рукой, возникло, по-видимому, вместе с рождением сознания (Николаева Е.И., 2003).

Читайте также:  На Какой День Щенки Начинают Шевелиться У Йорка

Под словом правый имеется в виду социальный мир. Вопреки тому, что во всех человеческих поколениях наряду с правшами были и есть левши, уклад жизни, обычаи, обучение детей, условия быта и труда, правила проведения спортивных состязаний и т.д. складывались по единому образцу. В том смысле, что стихийно учтенными оказались правые асимметрии человека. Такой мир удобен для правшей (Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н., 1994).

Самые старые сведения о леворукости можно найти в Ветхом Завете, где указывается, что из армии в 26 тыс. человек были выбраны 700 левшей, которые, «бросая из пращей камни в волос, не бросали мимо». Простой расчет показывает, что левши составили 2,7%. У наших предшественников, возможно, были основания опасаться леворуких людей. Здороваясь, они протягивали правую руку для рукопожатия, подтверждая, что не имеют оружия. Только леворукий мог воспользоваться этой ситуацией и спрятать его в левой руке.

Даже некоторые исследователи неосознанно поддерживают языковую традицию неприязненного отношения к левому. Карл Саган (Satgan, 1977 цит. по Николаева Е.И., 2003), например, утверждает, что все народы с доисторических времен пользовались правой рукой для еды и метания оружия, а левой — для личной гигиены после дефекации, что и отразилось в отношении к понятию левый, как к чему-то нехорошему. В этом утверждении доминирует собственное отношение автора к левому, поскольку праворукий человек пользуется правой рукой в обеих описанных им ситуациях. Однако отрицательное отношение к левшам и левому постепенно исчезает. В наше время есть даже день леворуких людей, который отмечается 13 августа.

При попытке узнать, всегда ли было одинаковое число леворуких и праворуких людей, Дж. Стил и С. Мей (Steele, Mays, 1995 цит по Николаева Е.И., 2003) воспользовались данными В.С. Ингелмарка, показавшего, что кости ведущих рук и ног растут немного дольше. Кости реагируют на нагрузку, которой подвергаются, — чем больше ее величина, тем дольше растет кость. Дж. Стил и С. Мей с этой точки зрения проанализировали останки, найденные на средневековой вилле Варрам Перси в Йоркшире. Их данные соответствуют результатам представленным М. Аннет и Д. Килшоу, обнаружившими среди современных людей 80% праворуких, 3% амбидекстров и 16% леворуких.

Многочисленные высказывания, замечания о левшах условно можно объединить в три группы, как выражающие три взгляда.

Первый взгляд: показатели нервно-психической деятельности, поведения у левшей хуже, чем у правшей. Такая характеристика начинается с языка. Слова «правый» и «левый» в английском языке имеют вполне определенные значения. «Правый» восходит к англосаксонскому корню, обозначающему «прямой», «правильный», «честный», а «левый» — к слову «слабый» (Спрингер С., Дейч Т., 1983).

Во всех языках мира, как установили лингвисты, слова «левый», «леворукий» имеют по крайней мере одно отрицательное значение, относящееся к поведению, характеру, психическому складу личности леворуких. Разброс значений широк. С одной стороны — «неуклюжесть», «неловкость», и с другой — «злой», «зловещий».

По мнению итальянского психиатра и криминалиста Ч. Ломброзо леворукости сопутствует склонность к преступлениям; среди заключенных левшу можно встретить чаще, чем вне тюрьмы. Е. Штиер в 1911 г. писал о левшах как о вымирающей части человеческой популяции: у них в 2 раза чаще черты вырождения, и меньше, чем у правшей, достижения в социальной жизни. После появления монографии Е. Штиера прошло более 80 лет, но количество левшей не уменьшается. Отмечена даже тенденция, безусловно, нуждающаяся в подтверждении, к увеличению соотношения левшей в человеческой популяции.

Леворукость продолжала оцениваться как дегенеративный признак и в первые десятилетия нашего века. Г.Гордон в 1920 г. писал, что леворукий из близнецов (если другой — правша) «более нервен, ниже ростом, отстает в развитии». В 1924г. А.А. Капустин, изучив 44 левши в возрасте от 7 до 17 лет, заключил: «Среди левшей могут быть дети, вполне нормальные во всех отношениях, то есть обладать хорошим физическим развитием высокой степенью одаренности, но чаще всего (приблизительно в ѕ случаев) левша все-таки есть дегенерат» (Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н., 1994).

До сих пор упоминается множество особенностей, отличающих левшей от правшей в худшую сторону. Они описываются как «более тревожные», имеющие «более высокий показатель социальной инверсии и предъявляющие больше соматических жалоб» (Шмакова Л.Л., Волошенко С.Е., 1983), застенчивые, неуверенные, склонные к чувству вины, грубоватые, непрактичные, обнаруживающие более низкий уровень общего интеллекта, моторной координации, школьной успеваемости. У левшей отмечается большая частота нарушений сна, затруднения засыпания, частые пробуждения, неравномерное развитие разных сторон психики, отставание от правшей в «текущем интеллекте» — понимании изобразительного и вербального материала, более высокая чувствительность к наркотическим веществам, большая выраженность электроэнцефалографических реакций на введение антидепрессантов, снотворных, частота очаговых изменений в электроэнцефалограмме, меньшая точность и скорость выполнения психомоторных тестов, более низкий, чем у правшей, уровень «общих способностей» (Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н., 1994).

Высказано мнение о меньшей продолжительности жизни левшей, основанное на уменьшении числа леворуких в старших возрастных группах населения: в возрасте до 20 лет — 13%, среди 50-летних — 5%; отмечается большая частота травмы у левшей в этом не приспособленном для них мире: левши-водители оказываются участниками автодорожных происшествий в 2 раза чаще, чем правши (Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н., 1994).

Второй взгляд: левши имеют одинаковые с правшами психические способности, социальные достижения. В становлении этого взгляда сыграли роль опыт наблюдения за левшами в обыденной жизни, общении с окружающими людьми, а также формальные данные экспериментально-психологических исследований с количественной характеристикой интеллектуальных процессов, общего психического развития леворуких.

При изучении 7688 младших школьников оказалось, что леворукие мальчики составляют 10,5%, леворукие девочки — 9,6%; они не отличались от правшей по основным показателям познавательных способностей (Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н., 1994).

Такая оценка правомерна скорее лишь для части левшей. Они могут не отличаться от правшей в обычных условиях. Особенности психической деятельности, поведения могут проявиться в трудных условиях, стрессовой ситуации. У левшей-летчиков они возникали при появлении признаков вероятной аварийной обстановки (Бодров В.А., Федорук А.Г., 1986; Логинов А.А., 1979). Здесь уже отмечались ошибки восприятия в виде зеркального отражения действительности, пространственные иллюзии. Ошибочными могли быть действия летчика по управлению самолетом.

Это обстоятельство свидетельствует о том, что при изучении левшей в сравнении с правшами необходим учет многих факторов, в частности, ситуации, в которой сейчас находится левша (Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н., 1994).

Третий взгляд — левши имеют более высокие, чем правши, показатели целостной нервно-психической деятельности и адаптационные возможности.

Еще в 1883 г. М.М. Манасеина писала, что в Японии левши пользуются не презрением, как в Европе, а уважением; считаются особенно искусными людьми. Левши составляют 20% членов общества «Менса», объединяющего людей с высоким коэффициентом умственного развития (Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. 1994).

У левшей отмечены лучшие по сравнению с правшами показатели адаптации к трудным климатическим условиям. Они реже обнаруживают артериальную гипертензию в условиях экспедиционно-вахтенного труда (Леутин В.П., 1991; Леутин В.П., Николаева Е.И., 1988). «Самые способные» среди леворуких детей, если не вынуждать их переучиваться, могут обнаружить высокие показатели психического развития, математические способности, особые достижения в архитектурной деятельности.

Леворукие мужчины и женщины более эмоциональны. У левшей выше, чем у правшей, «креативность» (Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. 1994), «чрезвычайно выражены» способности к оригинальному художественному творчеству, и среди левшей есть одаренные косторезы (Аршавский В.В., 1990); левши точнее, чем правши, определяют под водой расстояние до предмета; левши-мужчины обнаруживают лучшие пространственные способности, они же в эксперименте лучше решают математические — числовые задачи.

Преимущества левшей особо ярко выступают в некоторых видах спорта. Например, в боксе. Левшами были многие из лучших бейсболистов, теннисистов, баскетболистов, фехтовальщиков мира. В игровых видах спорта левши усиливают эффективность командной игры.

Левшами были многие гениальные люди прошлого, известные в истории человечества. Среди них Леонардо да Винчи, Микеланджело, Пабло Пикассо, Александр Македонский, Юлий Цезарь, Наполеон, Жанна д`Арк, Бенджамин Франклин, писатели Льюис Кэрролл, Н. Лесков, ведущие ученые И.П. Павлов, Максвелл, Пуанкаре (Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. 1994).

Даже некоторые исследователи неосознанно поддерживают языковую традицию неприязненного отношения к левому. Карл Саган (Satgan, 1977 цит. по Николаева Е.И., 2003), например, утверждает, что все народы с доисторических времен пользовались правой рукой для еды и метания оружия, а левой — для личной гигиены после дефекации, что и отразилось в отношении к понятию левый, как к чему-то нехорошему. В этом утверждении доминирует собственное отношение автора к левому, поскольку праворукий человек пользуется правой рукой в обеих описанных им ситуациях. Однако отрицательное отношение к левшам и левому постепенно исчезает. В наше время есть даже день леворуких людей, который отмечается 13 августа.

Праворукость является видовым признаком человечества. Статистика свидетельствует, что 90—91% всего человечества — правши и лишь 3—5% — левши, остальные — амбидекстры, т. е. люди одинаково владеющие обеими руками. Таким образом, леворукость — редкое проявление морфофункциональной асимметрии человека, или, как говорят ученые, инвертности в системе моторного анализатора мозга.
Специально проведенные массовые обследования населения (А. П. Чуприков и соавт.) показали, что распространенность леворуких среди населения колеблется от 2 до 8%. Их больше среди мужчин. Среди различных национальных групп они распределены неравномерно. Рождаются левши преимущественно во второй половине года, наиболее редко — весной. Небезынтересно, что леворукие явно тяготеют к некоторым профессиям. Так, зарубежные ученые неоднократно отмечали устойчивое накопление леворуких среди студентов архитектурного факультета, причем успеваемость их в среднем была выше, чем у праворуких. Нередко левши встречаются среди скульпторов, художников, артистов. В ряде случаев они имеют преимущество и в спорте. По утверждениям некоторых специалистов, их реакция на раздражитель на несколько тысячных секунды быстрее, чем у праворуких. К примеру, сильнейшие теннисисты США, 4 чемпиона по фехтованию, некоторые сильнейшие боксеры нашей страны из числа выступавших на Московской Олимпиаде — левши.
Леворукость порождает определенные социальные проблемы. Ведь все, начиная от бытовых товаров и заканчивая станками, расположением приборов и рычагов в кабине самолета, рассчитано на праворуких. Вот почему работа у быстродвижущегося конвейера таит для леворукого серьезные опасности. Утомившись при выполнении однообразных операций, он может начать действовать левой рукой. В результате — нарушение техники безопасности и производственный травматизм.
С леворукостью связан ряд проблем и сугубо медицинского характера. Так, при поражении верхнемедиального отдела височной доли в левом полушарии мозга у праворуких или в правом у некоторых леворуких больные не понимают обращенную к ним речь, не могут рассказать о своем состоянии, сообщить о возможной леворукости, т. е. возникает так называемая сенсорная афазия. В ряде случаев такое состояние вызвано опухолью мозга или абсцессом. При этом требуется неотложная операция, включающая трепанацию соответствующего отдела черепа с удалением пораженного патологическим процессом участка. Нетрудно представить, какая разыграется трагедия, если нейрохирург заранее не выяснит, что больной — левша, т. е. нейрохирургическому вмешательству может подвергаться совсем не та область и будет нанесена ненужная травма и потеряно время.
Изложенное делает очевидным необходимость заблаговременного выявления леворукости. Возможно, в дальнейшем латеральную структурно — функциональную характеристику человека будут, как и группы крови, отмечать в паспорте.
Следует также отметить, что у леворуких несколько чаще, чем у праворуких, могут отмечаться различные аномалии строения и расположения внутренних органов. Об этом должны помнить хирурги и терапевты.
Важно также подчеркнуть, что у левшей бывает своеобразной клиника многих нервно-психических заболеваний.
Так, эпилепсия у них зачастую протекает в виде акинезии и двусторонних двигательных реакций (кивание, раскачивание корпусом, ‘сжимание и разжимание кистей, выстукивание руками определенного ритма, похлопывание по телу и т. д.). Данные проявления зачастую сопровождаются разнообразными вегетативными расстройствами. Это, видимо, отражает сравнительно неглубокую утрату сознания и очаговый характер приступа. Галлюцинации, феномены дереализации, деперсонализации при эпилепсии у левшей значительно отличаются от аналогичных проявлений у правшей.
Небезынтересно, что и шизофрения у левшей может протекать своеобразно, например с акцентированием и усилением эмоциональных нарушений, приступообразностью течения, психопатоподобным поведением (А. П. Чуприков).
Следует также отметить, что многие практически здоровые левши отличаются большим размахом и цикличностью эмоциональных колебаний. У некоторых из них отмечаются определенная эмоционально-волевая неустойчивость, колебания настроения от ощущения счастья до угнетенно-дисфорического эффекта. Им также свойствен определенный психический инфантилизм: чрезмерная игра воображения, детскость и поверхностность суждений. Все это может сочетаться с такими чертами характера, как чрезмерная настойчивость, стремление добиваться своего.
Иногда врачам-педиатрам и психиатрам приходится сталкиваться с невротическими состояниями у леворуких детей в возрасте 6—8 лет. Какова их причина?
Сравнительно редко возникают такого рода состояния, как реакции на насмешки сверстников, которые подчас с большой настойчивостью преследуют своих леворуких товарищей. Некоторые дети-левши остро переживают свою необычность, замыкаются, избегают контактов с товарищами.
Однако гораздо чаще и тяжелее ребенок-левша реагирует на переобучение — на необходимость писать правой рукой. Во многих школах педагоги младших классов настойчиво переобучают леворуких школьников. Следует подчеркнуть, что нет и никогда не было директивного документа, который обязывал бы их к этому. Делается же это из лучших побуждений — зачем ребенку выделяться и подвергаться насмешкам? К этому процессу подключаются и родители, иногда они прибегают к «дедовскому» способу — во время подготовки письменных заданий привязывают левую руку ребенка к туловищу.
К чему это приводит? У многих леворуких детей такое насильственное переобучение способствует усилению раздражительности, вспыльчивости, несдержанности; кроме того, ухудшается засыпание, появляются ночные страхи: внезапно среди ночи во сне ребенок вскакивает, кричит, плачет, зовет мать. В отдельных случаях может появиться заикание. В школе такой ребенок отстает от сверстников в выполнении письменных заданий — пишет медленнее, с пропусками букв и слогов, необычайно коряво и с наклоном влево. Отсутствие успехов приводит к тому, что у школьника — левши пропадает желание учиться, о письме он думает с отвращением, по утрам при мысли о необходимости идти в школу у него снижается настроение. У одного наблюдаемого нами леворуковго мальчика перед уходом в школу возникала упорная рвота. У других мы наблюдали в этот период обострение нейродермита, экземы, бронхиальной астмы или других заболеваний.
Большинство переобучаемых детей через полгода — год постепенно овладевают навыками писать правой рукой, и острота невротических переживаний постепенно, обычно к 3-му классу, значительно сглаживается, однако эти переживания не проходят бесследно. В письме правой рукой дети-левши никогда не достигают того совершенства, которое было бы свойственно им при письме левой рукой, при этом они совершают ошибки, типичные для переобученных левшей. По мнению некоторых ученых, в характере и поведении таких детей фиксируются некоторые нежелательные перемены. Таким образом, насмешки товарищей по своим последствиям для леворуких детей — меньшее зло, чем их насильственное переобучение.
Родители и педагоги не учитывают того, что изменять нейрофизиологические межцентральные связи мозга, заложенные самой природой, опасно. Многие переобученные левши всю жизнь дублируют те автоматизированные программы, которые лежат в основе письма — сначала эта программа проигрывается в правом, доминантном полушарии мозга, затем переносится в левое полушарие, координирующее движения правой руки, т. е. необходимый навык осуществляется неэкономно, с излишними затратами.
Долг всех медицинских работников — разъяснение населению лозунга «Берегите левшей!» В проведении, такой работы должны участвовать все. И далеко не последнюю роль здесь призваны сыграть фельдшера и акушерки, которые тесно связаны с населением, проводят большую санитарно-просветительную работу, и подчас именно с ними население советуется в первую очередь.
Достаточно прост и в то же время запутан вопрос о диагностике леворукости. Запутан в силу распространенности среди врачей заблуждения, что леворукость можно определить путем выполнения обследуемым по левому типу таких несложных тестов, как переплетение пальцев рук, перекрест рук на груди, проба на доминантный глаз. Определяемые в ходе таких проб признаки мы называем латеральными функциональными признаками, которые важны для оценки индивидуального профиля латеральной функциональной активности организма. Но если пытаться по ним определять леворуких, то число последних, необычайно возрастет — до 30—40% населения, что будет ошибочно.

Читайте также:  Почему На 37 Неделе Беременности Как Бы Воздуха Не Хватает

Опросник по Аннет

Какой рукой бросаете камень, мяч?

Какой рукой держите ракетку для игры в теннис, бадминтон?

Какой рукой зажигаете спичку?

Какой рукой режете ножницами бумагу?

Какой рукой вставляете нитку в иглу?

Какой рукой расчесываетесь?

Какой рукой держите молоток?

Какой рукой держите зубную щетку?

Какой рукой отвинчиваете крышку тюбика с зубной пастой?

У детей леворукость диагностируется по устойчивому и трудно поддающемуся коррекции предпочтению левой руки в игровых действиях, при самообслуживании, при еде. К слову, леворукие дети с правым доминантным глазом гораздо легче поддаются переобучению, чем дети с левым доминантным глазом.
У школьников и взрослых для количественной оценки право- и леворукости следует применять модифицированный рядом авторов, в том числе и нами, опросник по Аннет (см. таблицу выше).
Общая сумма баллов может колебаться от. +24 (выраженная праворукость) до —24 баллов (выраженная леворукость). В оценке результатов можно прибегать к следующей шкале:

  • праворукость — от +24 до +9 баллов;
  • амбидекстрия — от +8 до —8 баллов;
  • леворукость — от —9 до —24 баллов.

Следует, однако, помнить, что эта шкала относительная и в условиях активного переучивания часть леворуких будет переходить в группу амбидекстров и слабоправоруких. Поэтому опросник обычно дополняют тщательным расспросом о том, не имело ли место переобучение обследуемого в детстве с левой руки на правую. Кроме того, многие ученые считают обязательным расспросить обследуемого, нет ли левшей среди его родственников. В семьях с отягощенной наследственностью по линии леворукости увеличивается число явных и скрытых инверсий по сравнению с чисто праворукими семьями.
Таким образом, диагностика леворукости сравнительно проста. Это поможет вклад в решение некоторых медико-социальных вопросов, связанных с леворукостью.

Какой рукой расчесываетесь?

Давайте будем совместно делать уникальный материал еще лучше, и после его прочтения, просим Вас сделать репост в удобную для Вас соц. сеть.

Оцените статью
Помогаем при ведении беременности советом — есть вопросы? Задавайте