Развивающие Занятия С2 Лет

Содержание

Это интересно

2-3-летний возраст – переходной. Малыш еще не избавился от модели поведения ребенка раннего возраста, но уже старается проявлять свое «Я». Он эмоционален. Ему пока сложно надолго задерживать внимание на одном предмете. Однако он уже умеет сосредотачиваться на одном виде деятельности 15-20 минут, конечно, если это ему интересно.

Из-за особенностей психоэмоционального развития двухлетки основным видом его деятельности является игра. Через игровые занятия и упражнения осуществляется его умственное, психическое и социальное становление. С другой стороны, игра не должна быть бесцельной. Чтобы каждая минута игры приносила малышу пользу, необходимо, чтобы упражнения были направлены на:

  • Развитие логического мышления;
  • Устной речи;
  • Внимательности;
  • Моторики рук;
  • Интеллектуальных способностей;
  • Изучение свойств предметов;
  • Окружающего мира;
  • Новых понятий и явлений.

В этой статье предлагается домашняя программа эффективных и интересных занятий для организации досуга с ребенком 2-3 лет. Если проводить их регулярно, он научится:

    • Ориентироваться в пространстве, определять время;
    • Классифицировать предметы по общему признаку (например, по цвету, форме, происхождению);
    • Называть свой возраст, считать;
    • Складывать пазлы;
    • Различать свойства предметов (например, твердость, вес, размер);
    • Лучше разговаривать;
    • Правильно дышать;
    • Выговаривать новые слова, называть предметы;
  • Концентрировать внимание;
  • Делать сознательный выбор;
  • Манипулировать мелкими предметами;
  • Разбираться в явлениях природы.

Упражнения на развитие логико-математического мышления

Эти несложные игровые приемы ведут к формированию логического мышления у ребенка. В одно занятие можно включать произвольное количество игр, приведенных ниже. Следует ориентироваться на эмоциональное и физическое состояние малыша. Если он чувствует себя хорошо, допускаются длинные занятия. Они состоят из таких упражнений:

  • Осваиваем пространство и время. Возьмите любую игрушку, спрячьте и предложите малышу отыскать ее. Следует ориентировать ребенка подсказками, например, «Давай посмотрим в шкаф/под стол/покрывало, может, мишка там?»
  • Различаем время суток. Игра подойдет трехлетним детям. Задача упражнения – научить ребенка различать утро и день, вечер и ночь, а также такие понятия, как сегодня, вчера, завтра. Лучше говорить о времени в течение дня, например, за завтраком расскажите ребенку, какое сейчас время суток, а перед сном – спросите, что он делал утром, днем и перед тем, как пойти в кровать.
  • Учимся сортировать. Сортировать по схожести можно что угодно: пуговицы, крупу, заготовки из цветной бумаги, овощи, фрукты. Например, можно усадить 2 игрушки (обезьянку и кролика) и «накормить» их подходящими продуктами.
  • Учимся считать. Начинать освоение математики лучше не с цифр, а понятных ребенку вещей. Считайте предметы вокруг себя (ступеньки лестницы, шаги, пальчики, игрушки). Научите малыша показывать на пальцах свой теперешний возраст и сколько ему исполнится.
  • Складываем пазлы. Пока для двухлетки это сложное задание. Без помощи мамы тут не обойтись. Ориентируйтесь на возраст малыша и не берите многокомпонентные пазлы. Подойдут картинки из 2-6 частей. Из двух вариантов «сложный пазл – помощь мамы» и «простой пазл, но самостоятельно» – выбирайте второй.
  • Учимся сравнивать. Уже в 2 года ребенок готов к такой игре, как «много-мало». Разложите перед малышом 2 кучки пуговиц, пусть сориентируется, где их больше, а где – меньше.
  • Сопоставляем предметы. Такое упражнение просто делать, читая книги. Задайте ребенку вопросы «кто что ест», «где чей хвостик», опираясь на картинки.
  • Ищем фигуры по 2 признакам. Сделайте бумажные заготовки двух разных цветов, и разных по размеру. Попросите ребенка найти схожие пары.

Упражнения на развитие устной речи

Занятия для развития речи не требуют от взрослых специальных знаний и навыков. Главное – отнестись к крохе с любовью и терпением, и совсем скоро его произношение станет более четким. Важно, чтобы на таких занятиях ребенку было интересно, иначе удержать его внимание не удастся и информация не будет воспринята. Ниже приведены общие упражнения, которые можно выполнять за один подход или в течение дня:

  • Чтение. Возьмите интересную книжку, рассчитанную на возраст 2-3 года. В таких книгах, как правило, крупный шрифт и картинки. Во время прочтения сказки или стишка нужно обязательно обсудить с ребенком сюжет рассказа. Задавайте малышу вопросы и хвалите, если он отвечает правильно. Делайте подсказки, если ему трудно.
  • Кукольный театр. Атрибутом игры могут стать специальные куклы, купленные в магазине, или привычные для ребенка игрушки. Первый спектакль ставит взрослый, в качестве примера. Затем к игре подключают ребенка. Доверьте ему самую главную роль. Пусть побудет режиссером спектакля.
  • Речевое дыхание. Покажите ребенку, как задерживать дыхание на выходе. Чтобы малышу было интересно, используйте свечки, дудочки, сопелки, мыльные пузыри. Летом можно сдувать одуванчики. Такие упражнения, несмотря на кажущуюся легкость, отлично насыщают организм кислородом, улучшают работу сердца и мозга.
  • Игра «Закончи предложение». Начните говорить фразу, пусть ребенок ее закончит. Можно брать ситуации из жизни, например, «Здесь стоит красный…», «Наша собака любит гулять…».

В 2-3 года ребенок уже немного разговаривает. Не исключено, что он употребляет исковерканные слова. Чтобы исправить произношение, закрепить и расширить речевые навыки, используются такие упражнения:

  • Описываем улицу. Задавайте ребенку простые и понятные вопросы: «Что ты видишь под окном?», «Что делают прохожие на улице?». Пусть ответы будут короткими, главное, чтобы малыш хотел отвечать.
  • Активизируем пассивный словарный запас. 2-летний ребенок понимает больше слов, чем может произнести. Старайтесь проговаривать с ним все события дня, вплоть до банальных: «что ел», «как спал», «с кем играл». Упражнение не только улучшит произношение, но и научит ребенка делиться с мамой своей жизнью.
  • Пересказываем сказку. К 2–3 годам малыши уже знают некоторые сказки. Предложите крохе пересказывать любую историю вместе с вами. Начните, а он пусть продолжит. Не забывайте хвалить его за каждый правильный ответ. Умеренная похвала формирует позитивное отношение к учебе.
  • Учим прилагательные. Чаще задавайте вопрос «какой?». Пусть малыш учится описывать предмет. Вначале он может повторять слова за вами, а потом употреблять их самостоятельно. Хорошо, если ребенок сам, без подсказок, может назвать хотя бы одно прилагательное.

Важно, чтобы родители сами следили за своей речью. Чем грамотней и правильней они разговаривают, тем осмысленней будет говорить ребенок. Подавайте детям хороший пример!

Упражнения на развитие внимания

Внимание также можно тренировать с помощью игр. Умение концентрироваться, обращать внимание на детали, размышлять поможет малышу в будущем, когда он пойдет в школу. В возрасте 2-3 года ребенка можно заинтересовать такими играми:

  • Найди вещь. ом можно заниматься в любом удобном месте: на природе, дома. Попросите ребенка отыскать белую машину или найти зверушку на картинке. Игра хороша тем, что не требует специальной подготовки, но она прекрасно развивает внимание. Главное – заинтересовать кроху, и он будет играть с удовольствием.
  • Найди общий признак. Разложите перед ребенком предметы, которые объединены одним признаком. Например, на всех есть один и тот же узор или какой-то цвет, изображение, геометрическая фигура. Важно, чтобы предметы были разноплановыми: варежка, блюдце, картинка в книге.
  • Строим по чертежу. К этой игре нужно подготовиться. В детских магазинах есть масса игр с чертежами. Выберите набор по возрасту, и позвольте ребенку сложить башню или домик самостоятельно. Игра может состоять из 2-6 предметов.
  • Ищем 2 признака. Ребенку предлагается отыскать вещи с двумя одинаковыми признаками, например, большое и круглое.

Упражнения на развитие общей и мелкой моторики

Доказано, что мелкая моторика напрямую связана с уровнем интеллекта и речи детей, поэтому ее укреплению нужно уделять много внимания наряду с упражнениями на развитие познавательных процессов. 2-3-летнего ребенка можно занять:

  • Лепкой. Подойдет качественный пластилин разного цвета. Подключайте к процессу изучение цветов.
  • Аппликацией. Это занятие не только укрепит пальчики, но и разовьет творческое мышление.
  • Рисованием. Одно из самых любимых занятий детей. Можно рисовать карандашами, красками, фломастерами.
  • Пуговицами. Есть специальные игровые комплексы с подобными упражнениями, но можно поиграть и родительской одеждой.
  • Одеванием и раздеванием. Позвольте ребенку самостоятельно нарядить куклу или собраться на улицу.
  • Играми с водой. Лучше играть детской посудкой. Она изготовлена из специального пластика и полностью безопасна. Разрешите крохе повозиться в воде, используя крошечные чайник и чашки.
  • Мытьем рук. Научите ребенка мыть руки без помощи постороннего, после прогулки и перед едой. Заодно он освоит правила гигиены.
  • Игрой «Рыболов». Подойдут шарики или мелкие игрушки. Бросьте их в воду и попросите, чтобы ребенок выловил их с помощью ложки.

Существует еще много игр, которые можно организовать у себя прямо дома: собирать воду мочалкой, пипеткой, перемещать крупу пинцетом, закрывать бутылки. Эти и другие игры – эффективный способ укрепить моторику рук.

Упражнения на развитие интеллектуальных способностей

Здесь речь пойдет об искусстве, ведь это мощный инструмент развития личности. 2–3 года – удачный возраст для закладки интеллектуальных способностей малыша, формирования вкуса и творческого восприятия мира. Несложные упражнения познакомят его с:

  • Музыкой. Обязательно включайте в ежедневный режим прослушивание классических произведений. Ставьте их как фон при прочтении сказок, во время творческих занятий. Поощряйте желание танцевать.
  • Рисованием. В 2 года рисунки малыша становятся более осознанными. Он впервые пытается нарисовать себя, близких. Он использует круги, линии, квадраты. Ребенок старается закрашивать свой рисунок, не пересекая линии. Рисуйте вместе с ним. Нанесите на бумагу схему солнышка, животного, и пусть кроха дорисует его сам. Хорошо использовать пальчиковые краски. Они и мелкую моторику развивают, и цвета выучить помогают.
  • Ролевые игры. Позвольте ребенку самостоятельно придумать сценарий игры. Ее персонажами могут стать куклы и вы сами. Сюжеты лучше брать из жизни: сходите в магазин, отправьте куклу к доктору, в школу или детсад. Важно, чтобы ребенок был главным в этой игре. Если в семье есть еще дети, привлекайте их к занятиям. Они помогут крохе освоить ролевые игры быстрее.

Устраивайте для детей тематические дни и недели. На протяжении этого периода можно изучать конкретную тему. Следует учитывать предпочтения малыша, ориентироваться на его настроение. Постепенно наполняйте его жизнь творчеством, музыкой и живописью. Обсуждайте с ним его переживания, что он чувствует, когда рисует или слушает мелодию. Шаг за шагом вам удастся заинтересовать ребенка, и он сам будет предлагать вам заняться творчеством.

Всегда ли Вы беспрекословно доверяете назначению врачей/гинекологов?
Да, конечно, они же учились долго и много практиковались.
42.86%
Не всегда, проверяю отзывы на лекарства и советы в интернете и только потом начинаю лечение.
25%
Доверяю, но в спорных/сложных ситуациях консультируюсь с врачом, который имеют более высокую квалификацию и только потом приступаю.
32.14%
Проголосовало: 140

Упражнения на изучение свойств предметов

Если ребенок знает свойство предмета, он без труда найдет, где и как его использовать, поэтому это один из самых важных навыков малыша в двухлетнем возрасте. Навыки активизируют абстрактное мышление, позволяют сопоставлять, сравнивать предметы, пользоваться обонянием и осязанием. Важно, чтобы ребенок запомнил:

  • Размер: большой, маленький, узкий;
  • Вес: тяжелый, легкий;
  • Состояние: теплый или холодный, твердый или мягкий;
  • Схожесть предметов: одинаковый, разный;
  • Цвет вещи;
  • Форму: круглый, квадратный.
Читайте также:  Стул Ребенка В 5 Месяцев

Основной прием игры – называть и группировать предметы согласно их свойствам. Сюда же можно отнести упражнения на развитие сенсорики. Подойдут следующие игрушки:

  • Тканевые мешочки с разными наполнителями;
  • Конструкторы: крупные кубики «Лего», сортеры, пирамиды;
  • Мозаики из пластмассы, дерева.

Знакомство с окружающим миром

Для гармоничного развития крохи одних занятий на логику, математику и внимание мало. Нужно постепенно знакомить его со всеми богатствами окружающего мира, учить его быть частью социума и природы. Информация, которую он будет получать в процессе ознакомления, должна быть простой и понятной, соответствовать возрасту. Предлагаются такие занятия:

  • Изучаем зверей. Узнаем о новых животных, как называются части их тела, детеныши, что они едят и где живут. Рассказываем, какую роль животное играет в природе, в быту человека. Например, корова дает молоко, а курочка – яйца.
  • Изучаем птиц. Объясните крохе разницу между домашними и дикими пернатыми, какую пользу они несут людям, чем питаются, как мы можем помочь им зимой.
  • Знакомимся с насекомыми. Важно строить рассказ на позитивный лад. У жучков и паучков тоже есть детки, они несут пользу окружающей среде, ведь каждое живое существо имеет свое место в природе.
  • Наблюдаем за природой. Нужно объяснить, откуда берется дождь, снег и другие атмосферные явления.
  • Изучаем флору местности. На прогулках обращайте внимание малыша на цветы, растения, расскажите, как они называются.
  • Учим фрукты и овощи. Выучите с ребенком названия привычной еды. Проверьте его знания, например, предложите выбрать яблоко или банан из миски.
  • Различаем материалы. Объясните, из чего состоят вещи вокруг нас. Они деревянные, металлические, бумажные.

Задача таких бесед – развить любознательность. Никогда не отказывайтесь рассказать ребенку что-то новое, если он спрашивает. Поощряйте его желание развиваться!

Изучаем новые понятия

Важно дать ребенку общие понятия. Не надо перегружать его деталями. Сейчас он их не запомнит. Можно составить список тем и разбирать каждый день новую. Для занятий подойдут такие темы:

  • Магазин;
  • Поликлиника;
  • Морской мир;
  • Я и моя семья;
  • Транспорт;
  • Город.

В 2–3 года ребенок уже может систематизировать первые знания о жизни человека. Обсудите с ним:

  • Профессии. Расскажите, кто работает в поликлинике, на железной дороге, в магазине.
  • Труд человека. Объясните, что любую работу нужно ценить. У каждого есть свои обязанности: мама моет посуду, а папа – чинит кран.
  • Части тела. Рассказывая о строении человека, не забывайте упомянуть о личной гигиене.
  • Бытовую технику. Обязательно подчеркните, что она может быть опасной, если пользоваться ею неправильно.

Заниматься с ребенком самостоятельно не сложно. Одни упражнения можно выполнять во время прогулок и путешествий, другие – требуют подготовки. Однако такие занятия станут мощной базой для последующего развития ребенка. Он будет лучше понимать мир и чувствовать себя в нем в безопасности.

Существует еще много игр, которые можно организовать у себя прямо дома: собирать воду мочалкой, пипеткой, перемещать крупу пинцетом, закрывать бутылки. Эти и другие игры – эффективный способ укрепить моторику рук.

Развивающие занятия для детей 2-3 лет играют большую роль в дальнейшем прохождении образовательного процесса. Грамотно построенная деятельность поможет ребенку легче пройти адаптацию среди сверстников. Те малыши, с которыми регулярно занимаются в раннем возрасте, лучше поддаются обучению и более творчески развиты.

Основные принципы занятия с ребенком 2 лет

Не всегда у родителей есть возможность отдать ребенка с двух лет в детский сад. В таких случаях рекомендуется организовывать обучение и занятия творчеством дома самостоятельно. Важно обратить внимание, что все упражнения должны выполняться в игровой форме. Категорически нельзя заставлять малышей делать что-то без желания. Это в дальнейшем может полностью отбить желание учиться.

Занятия для малышей 2-3 года очень легко организовать самостоятельно. Для этого существует огромное количество познавательных игр, дидактических материалов, позволяющих разнообразить деятельность. Любое занятие должно быть ярким, интересным, доставлять только положительные эмоции. У детей сразу же пропадает интерес, как только он понимает, что его заставляют.

Двухлетний ребенок и особенности его мышления

Психологи говорят о том, что второй год жизни для детей является периодом кризиса. Они начинают активно изучать окружающий мир, осознавать трудности, которые он может им принести.

На заметку! Задача родителей — помочь ребенку в преодолении кризисного периода.

Родители часто допускают большую ошибку, считая, что в два года не стоит ничему учить ребенка, так как он не поймет. Но когда они начинают его воспитывать, оказывается, что время упущено. В первые пять лет жизни у малыша закладываются основы воспитания. Самыми важными годами считаются 1,5-2.

В возрасте двух лет ребенок должен заговорить. Благодаря этому ускоряется развитие его самосознания. Именно через речевое общение он получает большую часть информации, которая необходима для развития. Родителям важно в этот период как можно больше внимания уделять формированию речи. В возрасте от полутора лет малыш уже умеет называть вещи своими именами. К двухлетнему возрасту у него уже развивается способность комбинировать до трех слов в словосочетание.

Важно! Когда ребенку идет третий год, у него изменяется наглядно-действенное мышление на наглядно-образное. Оно отличается тем, что все действия с материальными предметами заменяются на образы. Внутреннее развитие мышления основано на формировании понятий.

К концу второго года у детей начинается период «почемучек». Ребенок становится настойчивым, он требует ответа на поставленный вопрос. Уже выражается отношение к полученному ответу. В три года малыш начинает как бы видеть себя со стороны, он уже способен управлять своим поведением.

Развивающие занятия дома с мамой, упражнения на каждый день

Задача родителей — проводить как можно больше времени с ребенком, организовывать его досуг. В первую очередь нужно начинать занятия с моторики рук. Необходимо увлечь малыша строительством домиков из кубиков. Начинать следует с самых простых фигур, постепенно усложняя. Важно во время игры постоянно разговаривать с детьми, объяснять каждое сове действие. Обязательно должна звучать похвала.

Дети в возрасте от двух до трех лет проявляют большой интерес к домашним делам. Не стоит отбивать охоту помочь маме. Можно предложить крохе самостоятельно подмести или вытереть пыль. Всегда нужно предлагать ребенку помочь родителям. Если этого не делать, в более старшем возрасте придется заставлять его.

Некоторые родители предпочитают нанимать профессиональных нянь для занятий с детьми. Это большая ошибка. Малыш в раннем возрасте очень нуждается в общении с мамой. Любая увлекательная игра объединяет и сближает родителей с детьми. Очень полезно играть всей семьей.

Важно! Рекомендуется не просто подбирать занятия, а ориентироваться на определенные способности ребенка. Лучше всего чередовать творческие игры с подвижными. Важно соблюдать время проведения занятий, они должны быть не более двадцати минут. Детям еще очень сложно сосредоточиться долгое время на одном предмете.

Развиваем речь малыша

В два года малыш не только знает, как называется предмет, но и умеет давать ему характеристику. Нужно развивать его навыки, описывать цвет, размер. Важно в этот период уделять как можно больше внимания чтению стишков, сказок. Можно устраивать театрализованные представления. В этом возрасте дети любят не только слушать, но и смотреть.

Ближе к возрасту трех лет, когда малыш умеет составлять небольшие предложения, можно во время чтения сказок, предлагать ему закончить предложение. Например, сделать паузу во время чтения и предложить крохе закончить фразу самостоятельно.

Рекомендуется во время чтения и рассказывания сказок использовать мимику, телодвижения. После каждой прочитанной сказки нужно обсудить ее с ребенком. Пусть он выскажет свое мнение о героях. Это поможет развивать память и внимание.

Важно! Необходимо правильно ставить речь. Родители должны помнить, что ребенок все четко повторяет за родителями. Чтобы речь малыша была правильной, нужно контролировать свою манеру разговаривать.

Можно найти множество пособий и книжек со стишками, которые предназначены на развитие речи. Их часто используют для проведения занятий логопеды. Например, малыши очень любят стихи про животных. Во время чтения можно учить ребенка, как издает звуки то или иное животное. Можно распечатать красочные картинки с животными, показывать их малышу и предлагать сказать, как оно разговаривает.

Координация и моторика рук

С полутора лет малыши начинают проявлять интерес к ощущениям. Они увлекаются своими ручками, часто их рассматривают. В этот период важно развитие мелкой моторики. Для родителей важно научить ребенка управлять своими руками правильно. Все занятия для развития моторики должны включать в себя игру с пальчиками. Можно использовать занимательные стишки, придумать самим историю. Такие занятия помогут развитию координации.

В этот период для каждого ребенка очень важен телесный контакт с родителями. Нужно чаще прикасаться к рукам малыша, поглаживать ладошки. При активации нервных окончаний, находящихся в пальчиках, начинают интенсивно работать отделы головного мозга, которые ответственны за речевой аппарат.

На заметку! Для развития мелкой моторики можно предложить ребенку игры с крупами, пуговицами. Стоит подготовить материал, различный по текстуре. Например, кусочек кожаной ткани и меха. Нужно научить ребенка сопоставлять предметы по ощущениям.

Большую роль для развития координации и моторики играет лепка. Начинать нужно с самых простых фигурок, предложить малышу скатать колбаску, шарик. После освоения элементарных навыков, можно начать лепить более сложные фигуры. Занятия нужно постепенно усложнять.

Упражнения на развитие внимательности

Развивающие занятия для детей 2-3 лет должны быть нацелены на развитие внимания. Это важное качество, которое нужно развивать с самого раннего детства. Если упустить этот момент, то малыш может быть рассеянным. Это будет в дальнейшем усложнять процесс обучения.

На заметку! Ребенок в два года чаще всего делает то, что ему интересно. Он очень быстро переключает внимание с одного предмета на другой. В период от 2,5 до 3 лет происходит переход пассивного внимания в активное. Важно не упустить этот момент.

Маленькие дети очень любят играть в прятки. Эта универсальная игра, в которую можно играть не только дома, но и на улице летом и весной. Дома можно спрятать игрушку и попросить малыша ее найти. Каждый раз нужно перепрятывать игрушку в новое место.

Можно придумать увлекательную игру: нарисовать и вырезать грибы, спрятать их по всей комнате, затем предложить ребенку собрать все грибы в корзинку.

Отлично развивает внимание и соображение строительство конструкций по чертежам. Их можно рисовать самостоятельно. Такой урок сложен для ребенка двухлетнего возраста, поэтому требуется помощь родителей. Но постепенно он освоит принцип, и занятие даст отличные результаты.

Для детей важно наработать навык переключения внимания с одного предмета на другой. Это пригодится в дальнейшей образовательной деятельности. Этому навыку нужно уделять время с самого раннего детства. Например, можно в процессе увлекательной игры задать малышу отвлекающий вопрос, если он будет на него реагировать, значит процесс развития идет правильно.

Читайте также:  Может Ли При Воспалении Аппендицита Не Быть Месячных

Важно! Детям нужно учиться одновременно заниматься своими делами и отвечать на вопросы родителей. Например, кроха может быть увлечен рисованием, но при этом отвечать, чем занимался в детском саду.

Прятки для развития внимания

Развитие памяти малыша

Познавая процесс, как заниматься с ребенком 2 лет, важно не упускать развитие памяти. При рождении малыш не реагирует ни на кого, затем постепенно начинает запоминать родителей. В годик он уже хорошо знает всех членов семьи, узнает свои любимые игрушки.

В возрасте двух лет у малышей непроизвольная память. Он способен запомнить определенные слова, маленькие стишки. Важно в этом возрасте начинать развивать память. Для этого можно использовать простые игры:

  • Прочитать перед сном сказку, а потом утром спросить у малыша, о чем она была. Рекомендуется вечером спрашивать кроху, как прошел его день, что он делал интересного.
  • Можно предложить малышу посмотреть картинку, затем спрятать ее и через некоторое время попросить рассказать, что на ней было нарисовано. Если он затрудняется ответить, можно помочь наводящими вопросами.

На заметку! В качестве игры на внимание нужно разложить перед крохой три-четыре игрушки, рассказать о каждой из них. Потом нужно попросить малыша отвернуться и спрятать одну игрушку. Ребенок должен сказать, какой из них не хватает.

Развитие мышления и восприятия у детей 2-3 лет

Дети в возрасте двух лет увлекаются, в первую очередь, яркими предметами. Если хочется заняться логическими играми, надо выбрать для одного раза только один предмет. Например, сегодня собирается только пирамидка, на следующий день — строится домик из кубиков.

Для малышей двухлетнего возраста важно заниматься изучением цветов. Задания по ФГОС предполагают начинать с однотонных карточек. Их можно показывать крохе и проговаривать, какой это цвет. Повторять до тех пор, пока малыш не запомнит. Затем можно усложнить занятие. Например, собрать разноцветные мячики и попросить ребенка разложить их по цветам.

Важно! Хорошо развивают мышления дидактические игры с карточками. Например, картинки разрезаны на две половинки. Малыш должен логически найти каждой картинке пару. Можно взять маму животное и ее детенышей.

План занятий с ребенком 2 лет дома на неделю

У мам с маленькими детьми никогда нет свободного времени. Чтобы грамотно проводить занятия, учитывая все необходимые аспекты развития, рекомендуется составлять подробный план на неделю. Конспект поможет наглядно видеть, все ли стороны образовательной деятельности затронуты. Занятия могут варьироваться в зависимости от времени года. Например, в летний период лучше всего больше времени проводить на прогулке, где также можно придумывать развивающие игры для детей.

Примерный план занятий может выглядеть следующим образом:

  • Понедельник: зарядка, чтение стишков, повторение прочитанного, лепка из пластилина.
  • Вторник: танцы и игры с музыкальными инструментами, например, устроить шествие с барабанами; аппликация из листьев; игра с крупой.
  • Среда: зарядка на улице в случае хорошей погоды; рисование пальчиковыми красками, строительство домика для медвежонка и гаража для его машинки.
  • Четверг: музыкальная утренняя разминка, театрализованное представление сказки колобок; лепка колобка из теста.
  • Пятница: зарядка с чтением стишков, игра с водой (переливание жидкости из одного сосуда в другой, чтение сказки и короткий пересказ.
  • Суббота: поездка в зоопарк, на обратной дороге уточняющие вопросы, кого малыш видел в зоопарке, просьба описать животных. Рисование животных из зоопарка.
  • Воскресенье: зарядка, дидактическая игра половинки «кто чей малыш», лепка из пластилина.

На заметку! Очень важно, чтобы родители уделяли как можно больше внимания занятиям с малышом и общению. Самостоятельная игра в одиночестве приведет к тому, что кроха вырастет замкнутым. В дальнейшем из-за этого возникнут проблемы адаптации.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Познавая процесс, как заниматься с ребенком 2 лет, важно не упускать развитие памяти. При рождении малыш не реагирует ни на кого, затем постепенно начинает запоминать родителей. В годик он уже хорошо знает всех членов семьи, узнает свои любимые игрушки.

Возможность ребенка к жизни вне условий материнской утробы напрямую связана с тем, насколько созрели его легкие, способны ли они к поддержанию необходимой степени оксигенации. Во время созревания меняется анатомия органа, его биохимические и физиологические параметры. Также образуется определенное вещество – сурфактант, который является одним из основных показателей степени развития легких.

  • Какие существуют степени зрелости легочной ткани ребенка в материнской утробе, и с чем они связаны
  • Что называют степенями зрелости легких у ребенка
  • Как определяется степень зрелости
  • Когда проводят диагностику
  • Степени зрелости
  • 0 степень
  • 1 степень
  • 2 степень
  • На какой неделе беременности ткань приобретает полноценный вид
  • Типы патологии нераскрывшихся легких у плода при родах
  • Агенезия легкого
  • Нормальное легкое с аномальным кровоснабжением
  • Аномальное легкое с аномальным кровоснабжением
  • Аномальное легкое с нормальным кровообращением
  • Смешанный тип патологии
  • Риски для недоношенных деток или при многоплодной беременности
  • Что делать: лечение

Какие существуют степени зрелости легочной ткани ребенка в материнской утробе, и с чем они связаны

С того момента, как началась 24 неделя развития малыша, его терминальный отдел бронхиол начинает делиться на несколько респираторных бронхиол. В это же время пневмоциты, относящиеся ко 2 типу, начинают активно размножаться и способствовать синтезу сурфактанта. При недостаточном развитии легочной ткани, она не способна раскрыться при первом вдохе новорожденного.

Что называют степенями зрелости легких у ребенка

Степенью зрелости легких ребенка в утробе матери называется важный показатель, указывающий на присутствующие или отсутствующие внутриутробные патологии, а также на готовность ребенка к рождению. Этот показатель связан с образованием в легких сурфактанта, вещества, не позволяющего стенкам альвеол легких слипнуться при первом вдохе новорожденного. Помимо этого данный компонент выполняет защитную функцию, для предотвращения проникновения патогенов в альвеолы, сами же полости альвеол он защищает от попадания жидкого компонента плазмы.

[/stextbox]Начинает образовываться сурфактант на 24 неделе гестации, а после 36 недели – продукция резко усиливается. [/stextbox]

Как определяется степень зрелости

Определение того, насколько созрела легочная ткань ребенка, достаточно сложный процесс. Специалисты могут проводить ряд исследований околоплодных вод, которые основаны на определении концентрации фосфолипидов в них. Основное внимание уделяется соотношению сфингомиелина к лецитину.

Самыми актуальными методами анализа являются:

  • Спектрофотометрия.
  • Подсчет индекса отношения лецитина к сфингомиелину.
  • Определение креатинина.
  • Пенный тест по Клеменсу.
  • Счет жировых клеток у ребенка, эти же клетки называются «оранжевыми».
  • Выявление тромбопластиновой активности жидкой оболочки плода.
  • Исследование величины амниокрита.
  • Ультразвуковое исследование.

Для оценки зрелости легочной ткани ребенка в материнской утробе, при угрозе раннего начала родов, может применяться такой метод как амниоцентез. Но поскольку он сопряжен с различными рисками, как для будущей мамы, так и для ее малыша, то вопрос о целесообразности его проведения решается строго в индивидуальном порядке.

Когда проводят диагностику

Степени зрелости

У нормально развивающихся легких структура однородная (гомогенная), а по мере развития альвеол эта эхогенность усиливается. В соответствии со степенью зрелости легких у малыша в утробе, выделяют 3 степени их эгоненности, выявляющиеся при проведении ультразвукового исследования – эхографии. Выраженность признака сравнивают с печенью.

0 степень

При нулевой эхогенности, способность ткани легких к отражению ультразвуковых волн, меньше чем у печени.

1 степень

Если у плода первая степень созревания легких, то отражение волн этой ткани одинаковая с печенью.

2 степень

Когда легкие достигают 3 степени созревания, их эхогенность превышает отражающую способность печени.

На какой неделе беременности ткань приобретает полноценный вид

Завершается развитие легочной ткани только к моменту 36 недели гестации. К этому периоду количество сурфактанта становится достаточным, для нормального дыхания ребенка, покинувшего материнскую утробу. При рождении плода раньше времени, недостаточный уровень этого вещества сопряжен с дыхательными нарушениями, требующими определенной врачебной помощи.

Типы патологии нераскрывшихся легких у плода при родах

Если у новорожденного не раскрылись легкие при попытке первого вдоха в процессе родов, это может быть связано с рядом болезней.

Агенезия легкого

Агенезией легкого называется порок развития ткани, когда в структуре нет определенных элементов. Может недоставать бронхов, некоторых сосудов, части или всей паренхимы. При такой патологии нередко отсутствует даже часть главного бронха. Такой порок наблюдается достаточно редко, но стоит учитывать, что поражение сразу обоих легких гарантирует летальный исход для ребенка сразу после появления на свет.

Нормальное легкое с аномальным кровоснабжением

При формировании нормальной легочной структуры, возможны нарушения в развитии сосудистого русла, снабжающего их кровью. В таких случаях, приток крови может идти к легочной ткани от сосудистого русла большого круга кровообращения.

Аномальное легкое с аномальным кровоснабжением

Аномалии развития легких часто проявляются в виде появления добавочного легкого или его доли. В случае с аномальным легким с аномальным типом тока крови, оно находится в плевральной или брюшной полости, или же в тоще диафрагмы, а кровь к нему поступает от сосудов, входящих в большой круг кровообращения.

Аномальное легкое с нормальным кровообращением

Когда формируется аномальное легкое с обычным кровотоком, то оно представляет собой легочную ткань, локализованную в верхней части плевральной полости. Легкое окружает собственная серозная оболочка и оно получает кислород за счет дополнительного бронха, идущего от трахеи. А ток крови поступает от ветвей легочных сосудов.

Смешанный тип патологии

Риски для недоношенных деток или при многоплодной беременности

Незавершенное созревание легочных структур плода сопряжено с определенными рисками, которые особенно выражены у новорожденных, появившихся на свет до необходимого срока или при многоплодной беременности.

У недоношенных малышей основной причиной летального исхода после рождения является респираторный дистресс синдром, причина которого – недозревшие легкие. Поскольку сурфактант начинает синтезироваться лишь к концу 2 триместра, считается, что альвеолы у таких малышей вплоть до 34-36 недели недоразвиты, не существуют как полноценные структуры. Газообмен в этих условиях резко понижен и велика вероятность слипания альвеол при рождении плода.

При вынашивании женщиной нескольких плодов, причиной для переживаний специалистов выступает то, что у обоих плодов возможна задержка развития, или же один плод будет развиваться активнее, подавляя другой. В таком случае нередко формируется ситуация, когда из нескольких родившихся малышей, только один способен к нормальному дыханию вне утробы, а другим необходимо оказание помощи.

Что делать: лечение

Если специалист столкнулся с той ситуацией, что имеется угроза преждевременного рождения малыша и ему необходимо увеличить темп созревания легочной ткани малыша и выработку сурфактанта, он использует кортикостероидную терапию.

Врач может назначить внутримышечные инъекции дексаметазона или прием этого препарата в таблетированной форме. Но такой подход наиболее целесообразен при высоком риске ранних родах, когда сберегательная тактика, цель которой заключается в продлении беременности, не результативна. Помимо дексаметазона может использоваться преднизолон или дексазон.

Также могут назначаться такие препараты, как:

  • Фолликулин.
  • Лазолван.
  • Лактин.
  • Никотиновую кислоту.

Вопрос степени созревания легочной ткани у малыша в материнской утробе, достаточно важен в процессе обеспечения условий рождения плода, способного к нормальной жизнедеятельности, без нарушения в функциональной активности и строении дыхательной системы. Своевременно выявленные предпосылки к появлению ребенка с недоразвитыми легкими, поможет быстро начать соответствующую терапию и повысить его шансы на выживание.

Агенезией легкого называется порок развития ткани, когда в структуре нет определенных элементов. Может недоставать бронхов, некоторых сосудов, части или всей паренхимы. При такой патологии нередко отсутствует даже часть главного бронха. Такой порок наблюдается достаточно редко, но стоит учитывать, что поражение сразу обоих легких гарантирует летальный исход для ребенка сразу после появления на свет.

Еще в животике у мамы будущий малыш находится под заботой врачей. Во время УЗИ ребенка тщательно обследуют, но специалиста интересует не только вес и рост, а также внутренние органы. Легкие у плода можно изучить с помощью УЗИ с конца I и начала II триместра. Легкие сложно с чем-то перепутать. Они занимают почти 2/3 грудной клетки, имеют среднюю эхогенность. Непосредственно около легких располагается сердце. Грудная клетка и брюшная полость имеет своеобразную «границу» в виде диафрагмы. Её тоже можно увидеть на УЗИ, а выглядит она как тоненькая линеечка, если смотреть при продольном сканировании.

Читайте также:  Megasphaera/Veilonella/Dialister У Женщин

Нормальные легкие должны иметь гомогенную структуру. Увеличение эхогенности с увеличением срока беременности является нормальным явлением. Это связано с развитием альвеолярных структур (основных структур легких).

Часто в заключении УЗИ можно увидеть строчку о зрелости легких. Малыш к концу беременности развит на столько, что после рождения может дышать самостоятельно. Это ключевой момент необходимости нормального развития легких. Различают 3 степени зрелости. Для этого эхогенность легких обычно сравнивают с эхогенностью печени. Это является обычным приемом у врачей и очень удобно в диагностике.

Важны для врача и размеры легких у плода. В этом случае смотрят на размеры грудной клетки. Учитывая то, что легкие заполняют грудную клетку, её размер поможет практически достоверно учесть и размер органа. Существуют утвержденные нормативные таблицы с данными по размеру грудной клетки в зависимости от срока беременности. Дополнительно в обязательном порядке учитывают отношение размера грудной клетки и окружности живота. Подобное отношение во второй половине беременности составляет 0,89.

Необходимо отметить, что легкие очень хорошо просматриваются при использовании обычного двухмерного УЗИ. Использование нового трехмерного УЗИ в этом случае должно проводиться специалистом с большими навыками просмотра этого органа.

Легочная ткань становится полноценной только к 36-й неделе беременности. Именно к этому сроку продуцируется сурфактант. Рождение в более ранние сроки влечет за собой сложности с дыханием у плода. Крохотным недоношенным малышам нужна комплексная помощь в т ч обеспечение дыхания.

Задача УЗИ — это своевременное обнаружение пороков и патологий. Существуют разные классификации патологий. Среди множества можно отметить классификацию R. Achiron, которая основана на понятии дисплазия (нарушение формирования). По этой классификации существуют 5 вариантов легочной дисплазии:

  • Агенезия легкого — самая тяжелая дисплазия.
  • Нормальное легкое с аномальным кровоснабжением.
  • Аномальное легкое с аномальным кровоснабжением.
  • Аномальное легкое с нормальным кровообращением.
  • Смешанный тип патологии.

Патологии бывают разные и каждая проблема требует отдельного рассмотрения. Отметим врожденную диафрагмальную грыжу, которая тоже влияет на состояние легких. Такая патология приводит к нарушению разделения брюшной полости и грудной клетки. Подобная ситуация приводит к смещению желудка, селезенки, кишечника, печени в грудную полость. Средостение и легкие начинают сдавливаться, что мешает работе сердца, вызывает легочную гипоплазию. ДГ может быть изолированным пороком (т е единственной проблемой), но иногда она сочетается с другими аномалиями. Ключевой момент определения этого порока во время УЗИ — это выявление аномального расположения органов.

  • смещение сердца;
  • появление в грудной клетке желудка и петель тонкого кишечника;
  • смещение в грудную полость доли печени.

Диагностика врожденной диафрагмальной грыжи считается возможной с конца I и начала II триместра, но обычно её выявляют в конце II триместра. Это связано с тем, что пациентка не всегда проходит уточняющее обследование.

Внимание! Это ВАЖНО!

Вся информация в статье, а также нормы и таблицы представлены только для общего ознакомления. Она не дает оснований ставить себе диагноз или назначать лечение самостоятельно. Всегда обращайтесь к врачу!

Задача УЗИ — это своевременное обнаружение пороков и патологий. Существуют разные классификации патологий. Среди множества можно отметить классификацию R. Achiron, которая основана на понятии дисплазия (нарушение формирования). По этой классификации существуют 5 вариантов легочной дисплазии:

В период вынашивания младенца женщинам регулярно назначается ультразвуковое обследование, которое помогает на ранних сроках заметить отклонения в развитии ребенка. В очень редких случаях врач диагностирует агенезию легкого у плода — одностороннюю или двухстороннюю. Во втором случае младенец нежизнеспособен, и специалисты рекомендуют прерывание беременности. Такой порок развития наблюдается в 1 случае из 144 среди нарушений формирования легких.

Что означает степень зрелости легких у ребенка

Возможность малыша жить вне материнской утробы определяется, в том числе, степенью зрелости его легких и их способностью к поддержанию достаточной оксигенации организма. По мере того, как происходит развитие всех систем и органов плода, меняется и анатомия легочной системы. Эти изменения касаются также физиологических и биохимических параметров органа.

В процессе развития ребенка формируется определенное вещество, которое называется сурфактант. Именно по нему определяют степень зрелости легких плода. Он образуется, начиная с 24 недели беременности, а с 36-й его количество стремительно увеличивается.

Сурфактант — это вещество, которое способствует тому, чтобы при первом вдохе ребенка после рождения альвеолы не слипались. Еще одна из его функций — защитная, благодаря сурфактанту патогенные микроорганизмы не могут проникнуть в альвеолы, а их полости он предохраняет от проникновения жидкого компонента плазмы.

Наблюдение за созреванием легочной ткани младенца начинают проводить с 33-й недели беременности. Для того чтобы определить степень зрелости этих органов ребенка, специалисты используют несколько методов исследования, наиболее информативным из которых считается анализ околоплодных вод и определение процента концентрации в них фосфолипидов. Своевременное обследование позволяет оценить, насколько правильно формируются легкие плода, и выявить отклонение от нормативов на ранних сроках.

Виды степеней и описание

Если легочная система младенца развивается в пределах нормы, структура органа выглядит однородной. В процессе формирования альвеол такая эхогенность только усиливается. Всего специалистами выделяется 3 степени эхогенности в соответствии со степенью развития легких ребенка в животе матери. Определить степень позволяет ультразвуковое исследование, которое называется эхография. При установлении выраженности признака проводят сравнение с печенью.

Биометрические параметры легких плода зависят от срока беременности.

Срок Объем легких, мм Ширина легких, мм Длина легких, мм
33 43,4 29,9 57,8
34 48,7 30,4 60,4
35 52,8 31,7 62,4
36 63,5 32,6 64,7
37 69,8 33,7 66,4
38 72,7 34,5 67,8
39 79,8 35,7 68,7
40 88,0 36,6 69,8

Нулевая

При нулевой степени эхогенности легочные ткани отражают ультразвуковые волны меньше, чем печень.

1 степень

Когда легкие младенца достигают первой степени созревания, их ткани способны отражать волны так же, как и печень.

2 степень

При достижении второй степени созревания эхогенность легких малыша намного больше, чем отражающая способность печени. Как правило, 2-я степень созревания начинается с третьего триместра беременности.

Развитие легочных тканей младенца заканчивается к 36-й неделе. В это время объем сурфактанта уже достаточен для того, чтобы ребенок смог самостоятельно дышать при появлении на свет. Если роды проходят раньше этого срока, существует риск возникновения дыхательных нарушений.

Способы определения степени

Среди способов определения степени созревания легочной системы плода выделяют такие обследования:

  • амниоцентез;
  • спектрофотометрия;
  • тест по Клеменсу;
  • определение тромбопластиновой активности жидкой оболочки плода;
  • ультразвуковое обследование.

Наиболее простым способом считается пенный тест по Клеменсу, а информативным — УЗИ. При амниоцентезе существует риск повреждения плодного пузыря и, как следствие, преждевременного излития околоплодных вод, поэтому решение о целесообразности выбора этого метода принимается врачом в индивидуальном порядке для каждой беременной женщины.

Метод Клеменса основан на определении соотношения сфингомиелина и лецитина. Ультразвуковое исследование позволяет выявить эхогенность легких, и по этому критерию выяснить степень созревания.

На какой неделе раскрываются легкие у ребенка

Вещество, вырабатывающееся в легких младенца и покрывающее их изнутри, начинает появляться в 20-24 недели беременности. Как правило, до срока в 36 недель оно полностью созревает, и тогда врачи говорят, что легкие у ребенка раскрылись, и он сможет самостоятельно дышать после рождения. У плода до этого срока легкие открылись не полностью, поэтому после рождения такие дети находятся под наблюдением специалистов.

Патологии: причины и способы диагностики

В редких случаях возникают пороки в развитии ребенка, касающиеся легочной системы. В этом случае врач назначает дополнительные обследования и по их результатам принимает решение о методике лечения.

Аномальное легкое с нормальным кровообращением

В том случае, если формируется аномальное легкое с нормальным типом кровообращения, то это значит, что легочная ткань находится в верхнем отделе плевральной полости. Вокруг легкого находится серозная оболочка, и дыхательный орган за счет дополнительного бронха, идущего от трахеи, получает необходимое количество кислорода. Ток крови идет от ветвей легочных сосудов.

Аномальное с аномальным кровоснабжением

В случае аномального развития легочной системы при диагностике обнаруживается добавочное легкое или часть его доли. Если при этом еще присутствует и аномальное кровоснабжение, добавочное легкое располагается в брюшной либо плевральной полости, также оно может находиться в диафрагме. Из сосудов, входящих в большой круг кровообращения, к нему поступает кровь. Причиной такой патологии бывает генетический сбой, а также подобные случаи в роду у беременной женщины.

Нормальное с аномальным кровоснабжением

Если легочная структура формируется без патологий, также встречаются случаи, когда нарушения касаются развития сосудистого русла, которое снабжает кровью легкие. В этом случае ток крови направляется к легочной ткани от сосудистого русла, входящего в большой круг кровообращения.

Агенезия

Порок развития легочной ткани, при котором в структуре не сформировалось определенных элементов, называется агенезией. При таком нарушении часто отсутствуют бронхи, часть паренхимы, а иногда и значительная часть главного бронха. Если такая патология обнаруживается сразу в двух легких, ребенок погибает сразу после рождения, так как не в состоянии дышать даже с помощью аппарата.

Ребенок с пороком одного легкого после рождения подвержен частым простудным заболеваниям, к которым также относятся ларинготрахеиты и бронхиты. Кроме этого, присутствует асимметрия грудной клетки малыша, отстает в развитии сторона с пороком развития легкого. Наиболее достоверным методом диагностики агенезии легкого является ангиопульмонография.

Методы лечения и профилактики

Если наблюдающий врач столкнулся с ситуацией, когда присутствует угроза преждевременных родов при недостаточной степени зрелости легочной системы у плода, он принимает решение о назначении кортикостероидных препаратов для ускорения выработки сурфактанта.

Как правило, при таких нарушениях используется «Дексаметазон», который принимается в таблетированной форме либо вводится внутримышечно. Какую именно форму лекарственного средства необходимо использовать, решает наблюдающий специалист, исходя из состояния организма беременной женщины. Также в комплексе с «Дексаметазоном» назначают «Преднизолон» или «Дексазон». Такая тактика лечения направлена на то, чтобы легочная система успела созреть до родоразрешения.

Если у женщины, вынашивающей младенца, в анамнезе есть диагноз гипертензивный синдром, чтобы ускорить созревание плода, врач прописывает «Эуфиллин» с глюкозой. Несмотря на невысокую эффективность такого лечения, для беременных гипертоников это единственная возможность повлиять на нарушения в организме ребенка.

При терапии используются также такие лекарства, как «Лактин», «Лазолван», никотиновая кислота. Все препараты подбираются только врачом и принимаются в указанной дозировке.

Профилактики нарушений в формировании легочной системы плода практически не существует. Единственное, что может сделать будущая мамочка — это избавиться от вредных привычек (курения) и побольше гулять на свежем воздухе.

Возможные осложнения

Наиболее высокий риск для здоровья и жизни существует у тех младенцев, которые появились на свет раньше срока и при многоплодной беременности. Причиной летального исхода у недоношенных младенцев является респираторный дистресс синдром. Кроме того, из-за пониженного газообмена в органах присутствует риск слипания альвеол после рождения малыша.

При терапии используются также такие лекарства, как «Лактин», «Лазолван», никотиновая кислота. Все препараты подбираются только врачом и принимаются в указанной дозировке.

http://iqclub.ru/blog/2018/03/razvivayushhie-zanyatiya-dlya-detey-2-3-let/http://vospitanie.guru/doshkolniki/razvivayushhie-zanyatiya-dlya-detej-2-let-kak-zanimatsyahttp://bestmama.online/beremennost-po-nedelyam/sozrevanie-legochnyh-struktur-ploda.htmlhttp://www.budumamoi.ru/plod_legkie.htmlhttp://grudnichky.ru/zdorove/ageneziya-legkogo.html

Давайте вместе будем делать материал еще популярнее, и после его прочтения сделаем репост в удобную для Вас социальную сеть

.

Оцените статью
Помогаем при ведении беременности советом — есть вопросы? Задавайте