Развитие Малыша В 4 Месяца

К 4 месяцам грудничок осваивает навыки управления своим телом, интересуется игрушками, любит весёлые игры со взрослыми. Изменения происходят и в физиологии: налаживается работа желудочно-кишечного тракта, а колики остаются позади.

Педиатры говорят о том, что без помощи родителей и их постоянного внимания, полноценное развитие малыша невозможно. Поэтому мамам и папам полезно знать о том, что должен уметь делать ребёнок в 4 месяца и как его развивать.

Физиологические особенности малыша на 4 месяце жизни

В среднем вес малыша на 4 месяце составляет около 6100-6700 граммов, а рост — в пределах 61-63 сантиметров.

Начиная с этого важного четырехмесячного «порога», малыш перестанет так интенсивно прибавлять в весе, как это было ранее. Каждый месяц теперь добавка будет немного меньше, чем в предыдущем. Прибавка в весе за 4 месяц равняется примерно 600 грамм, в росте — в среднем 2 сантиметра.

Начиная с 4 по 6 месяц жизни, органы малыша развиваются разными темпами. За счет этого пропорции тела крохи гармонизируются: голова уже не кажется (и не является) больше, чем грудная клетка. Уходит дисбаланс, и малыш становится более пропорциональным. Ножки выпрямляются, удлиняются, становятся более крепкими. Начинают активно расти волосы, при этом меняется также цвет и структура волос. Тот пушок, с которым кроха родился, выпадает, уступая место новым волосикам.

Зрение. К 4 месяцу у малыша завершается формирование зрения, поэтому ребенок способен самостоятельно переводить взгляд с одного предмета на другой и уже не просто смотреть на предмет, а рассматривать его в деталях, как взрослый.

В это время косоглазие должно проходить. Ранее зрение малыша позволяло ему четко различать предметы на расстоянии 30 — 40 сантиметров от него. Теперь же к концу 4 месяца жизни кроха может хорошо видеть на расстоянии 3,5 метров.

Не забудьте о том, что для предотвращения близорукости и других болезней освещенность на уровне глаз лежащего ребенка, особенно при игре с игрушками, должна быть достаточно хорошей. Малыш умеет синхронно поворачивать голову и переводить взгляд на 180 градусов. Проверить это проще при нахождении ребенка в вертикальном положении на руках у взрослого.

Слух. При появлении различных посторонних звуков ребенок 2–3 секунды прислушивается, затем поворачивает голову, находит газами источник звука, если он удален от него не более чем на 2 метра, и рассматривает его. На музыку малыш реагирует по разному: при звуках быстрой ритмичной музыки, проявляет радость улыбкой, звуками и оживленными движениями рук, ног и туловища.

В подражание поющему родителю, ребенок может издавать звуки, «петь», радостно поглядывая на взрослого. После окончания ритмичной музыки, оживление ребенка сохраняется еще некоторое время. При звуках колыбельной ребенок успокаивается, слушает поющего, движения ребенка заторможены.

Время суточного сна уменьшается, а периоды бодрствования увеличиваются. Для правильного развития ребенка следует придерживаться четкого режима.

Таким образом, малыш будет с аппетитом кушать, хорошо спать и во время бодрствования будет весел и полон сил. Иногда детки могут порадовать маму с папой возникшей способностью спать три раза днем и по 10 — 11 часов не просыпаясь ночью.

Всегда ли Вы беспрекословно доверяете назначению врачей/гинекологов?
Да, конечно, они же учились долго и много практиковались.
43.48%
Не всегда, проверяю отзывы на лекарства и советы в интернете и только потом начинаю лечение.
25.36%
Доверяю, но в спорных/сложных ситуациях консультируюсь с врачом, который имеют более высокую квалификацию и только потом приступаю.
31.16%
Проголосовало: 138

В отличие от 3 месяцев, ребенок обычно первым идет на контакт со знакомым человеком. Как только увидит родителя, первым начинает гулить и лепетать. Ребенок обижается и огорчается, если его стремление к общению не находит ответа. Если вы разговариваете с ребенком, а затем прекращаете контакт, то он реагирует на это негативно. Ребенок начинает плакать, возмущаться, смотреть вам вслед.

Физические умения и навыки: что должен делать малыш в 4 месяца?

С каждым месяцем мышцы ребёнка укрепляются, поэтому он постоянно учится чему-то новому. Несмотря на то что все дети развиваются в индивидуальном темпе, есть общие критерии, по которым врачи определяют, не отстаёт ли кроха от сверстников:

  • лёжа на животе самостоятельно удерживает голову, опирается на ладошки и приподнимает верхнюю часть туловища;
  • может переворачиваться со спины на живот и со спины набок (в пределах нормы этот навык может появиться ближе к 5 месяцам);
  • лёжа на спине пробует поднять голову и тело (это первые попытки крохи сесть);
  • манипулирует руками (может осознанно хватать интересующий предмет и удерживать его);
  • высоко поднимает ноги в положении лёжа на спине (например, для того чтобы поиграть с ними);
  • отталкивается от твердой поверхности пальчиками на ногах, когда малыша держат за подмышки;
  • хватает и удерживает предметы 20-30 секунд. У крохи уже должно быть понимание, что при движении погремушки она будет издавать звуки;
  • активно участвует в кормлении: малыш стремится поддерживать бутылочку или держаться за грудь;
  • тянется и трогает окружающие предметы, осознанно засовывает пальцы в рот;
  • раскрывает ладошки и разжимает пальчики;
  • умеет садиться, когда его приподнимают за ручки. На данном этапе развития усердствовать с высаживанием не стоит, так как позвоночник все ещё только укрепляется.

Двигательная активность. На 4 месяце, малыш в положении на животе уже уверенно держит голову перпендикулярно поверхности и смотрит вперед и в стороны перед собой. С возраста 4–4,5 месяца за счет опоры на руки (предплечья) поднимает не только голову, но и грудь. Может уже в большей степени опираться на одну из рук. К этому времени ребенок должен самостоятельно переворачиваться со спины на бок.

Переворот тела непроизвольный, он следует за случайным поворотом верхней или нижней части тела в сторону, например, когда лежа на спине малыш тянется за игрушкой, находящейся в стороне от средней линии тела.

В первое время такой поворот осуществляется в «незрелой» форме – ребенок переворачивается всем туловищем сразу, без его скручивания в позвоночнике. При этом иногда случайно может перевернуться и на живот.

К этому возрасту начинает проходить гипертонус рук, поэтому ладошки малыша большую часть времени раскрыты, а не зажаты в кулаки. Гипертонус ног может сохраняться до пяти месяцев.

Что должно насторожить родителей?

Каждый ребенок склонен к своему индивидуальному развитию. Поэтому у одних детей перечисленные способности возникают раньше, у других проявляются позднее. Это не всегда является поводом для беспокойства, но стоит знать отсутствие каких умений должно привлечь внимание. Тревожными знаками являются отсутствие:

Прививки и осмотр специалистов в 4 месяца

С 1 января 2018 года вступил в силу новый приказ «О проведении профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних» № 514н от 10 августа 2017 года. Он пришёл на смену приказу 2012 года, в котором для каждого возраста ребёнка был прописан список врачей и дополнительных исследований, которые должны быть бесплатно сделаны ребёнку.

Так в 4,5 месяца малыш проходит о смотр педиатра в медицинском учреждении и получает прививки по «Национальному календарю»:

  • Вторая вакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка;
  • Вторая вакцинация против гемофильной инфекции (группы риска);
  • Вторая вакцинация против полиомиелита;
  • Вторая вакцинация против пневмококковой инфекции.

Кормление грудничка в 4 месяца

В этом возрасте материнское молоко остается необходимым и незаменимым для ребенка, количество и качество грудного молока полностью удовлетворяют потребности ребенка. Следуя мировой практике вскармливания грудных детей, в возрасте 4 месяцев основным видом питания остается материнское молоко (или смесь для искусственников). Его суточная норма потребления вырастает до 800-900 грамм, а интервалы между кормлениями составляют 3-4 часа.

Днем малыш должен кушать 5-6 раз и съедать в один присест около 120-140 грамм молочка. Этого количества вполне достаточно для того, чтобы обеспечить стремительно растущий организм комплексом жизненно важных витаминов, минералов, белков, жиров и углеводов.

Если по определенным причинам грудного молока стало не хватать, оно уже неспособно удовлетворять аппетит вашего крохи или педиатры диагностировали признаки проявления у него малокровия, стоит задуматься о методах усиления лактации или о введении прикорма.

Также педиатр может назначить ребенку витамин Д. Он участвует в правильном формировании костей, профилактике рахита. Обычно витамин Д назначается с сентября по май, точную дозу вам подберет педиатр.

Уход за 4 месячным ребенком

Нужно завести правило умывать каждое утро личико, а глаза крошки протирать смоченными тёплой водой тампонами. Уши и нос младенца удобно чистить специальными ватными жгутиками. Поскольку крошки становятся намного активней, им следует аккуратно срезать ноготки, чтобы они ими не поранились. Ванные процедуры никто не отменял. Продолжайте ежедневные умывания, подмывания, купания.

Появившиеся волосы также требуют тщательного ухода, поэтому мыть их необходимо регулярно. Казалось бы в месячном возрасте можно обойтись сменой подгузников и подмыванием, но подобное мнение грубая ошибка, ухаживать необходимо за всем телом малыша включая головку с волосами.

На этом сроке у многих деток начинают появляться зубки, в связи с чем появляется повышенная активность слюнных желёз. Когда выделяется слишком много слюны, то на подбородке может даже появиться сыпь. Не забывайте чаще мыть ребенку личико, в особенности подбородок. Чтобы не было раздражения и опрелостей, коже малыша нужно дать некоторое время контактировать с воздухом, оставляя открытыми его ножки и ягодицы.

Развитие ребенка в 4 месяца с помощью игр и общения

Многие родители пренебрегают общением с малышом, аргументируя это тем, что он ничего не понимает и не отвечает. Наоборот, активные беседы с крохой помогут ему быстрее научиться выговаривать цельные слоги, переходящие потом в цельные слова «мама», «папа», «баба». А умышленное молчание с ним лишь замедлит этот процесс. Итак, полноценному развитию малыша способствуют:

  • Общение и разговоры. Можно даже не делать этого специально, а просто носить малютку с собой и постоянно комментировать свои действия, разговаривать с ним.
  • Погремушки – яркие, содержащие не более 3–4 цветов. Пестрота его лишь утомит.
  • Книги. Малыш с удовольствием будет слушать сказки, прочитанные с интонацией и мимикой. Можно купить специальные обучающие издания, подходящие для этого возраста. Очень полезны стихи. Доказано, что детки, которым читали стихи в таком юном возрасте, обладают хорошей памятью и слухом, им легко даются иностранные языки.
  • Массаж и гимнастика.
  • В отношении приспособлений типа ходунков или прыгунков – их применять ещё рано по той причине, что позвоночник и мышцы спины ребенка не окрепли и не готовы к такой нагрузке. Лучше подождать до 6 месяцев.
  • Очень популярны развивающие коврики для детей. Их можно изготовить самим из кусков поролона и ткани. Должно получиться наподобие матраца. А «оснастить» это чудо можно чем угодно. Например, пришить пуговицы, бусинки, кусочки тканей, различных по фактуре и т.д. Такие коврики – это не только развлечение, но и тренировка мелкой моторики, которая влияет на мозговую деятельность.
Читайте также:  Беременность 6 Месяцев Писаю И Еще Хочется

Различные игры: «Ку-ку» (вы прячетесь за своими ладонями), «Сорока-ворона», «Ладушки-ладушки», «Коза рогатая» и т. д. Главное – чтобы малышу было интересно (подробности на видео). Можно устроить импровизированный кукольный театр: детям нравится следить за зверюшками, у каждого из которых своя интонация, тембр и ритм. В дальнейшем они будут пытаться воспроизводить эти звуки.

Любые игры этого возраста являются продолжением предыдущих игр. С их помощью малыш учится управлять своими ручками и правильно захватывать предметы. У малыша в 4 месяца идет активное развитие захвата предметов разной формы. Для игры используют предметы прямоугольной и треугольной формы. Можно заменить их брусками и пирамидками. Каждого предмета понадобится по три штуки. Ребенка выкладывают на живот, а перед ним кладут одну игрушку в форме прямоугольника.

Он сразу же заинтересуется ею и захочет взять в руки. После того как он взял игрушку в руки, перед ним выкладывают еще один точно такой же прямоугольник.

Малыш наверняка бросит первую игрушку и станет изучать вторую. После этого достают и третий прямоугольник. Пусть ребенок играет столько, сколько захочет. Продолжают игру на следующий день.

На трети й день возле знакомых ребенку прямоугольников размещают треугольник. Новый предмет должен его заинтересовать. Также добавляют второй и третий треугольники. Проводится игра 3 или 4 дня, потом нужно сделать перерыв и вернуться к ней через неделю.

Таким образом, не переставайте общаться и играть с малышом: изменяйте тембр, громкость и интонации голоса. Чаще называйте кроху по имени, прихлопывайте в ладоши в такт музыке, пойте песенки и рассказывайте стихи с выражением, наблюдая за реакцией ребенка!

В подражание поющему родителю, ребенок может издавать звуки, «петь», радостно поглядывая на взрослого. После окончания ритмичной музыки, оживление ребенка сохраняется еще некоторое время. При звуках колыбельной ребенок успокаивается, слушает поющего, движения ребенка заторможены.

Четвертый месяц жизни малыша сопровождается «бурным» социальным и физическим развитием. Перед вами больше не беззащитный карапуз, а стремительно прогрессирующий человечек, который будет радовать вас новыми достижениями и умениями все чаще.

Вам интересно, что должен уметь ребенок в 4 месяца? Какими у него должны быть вес и рост, питание, регулярный уход? Вы найдете ответы на все интересующие вас вопросы в этой статье.

Новые возможности

Любые движения доставляют крохе несказанное удовольствие. Поэтому он постоянно дрыгает ножками, ручками и даже извивается всем телом. Тонус мышц постепенно освобождает ребенка, и теперь он учится управлять своим туловищем. Особенно успеха «добиваются» ручки. Что же может 4-х месячный малютка?

  • Участвовать в процессе кормления – поддерживать бутылочку или мамину грудь.
  • Дотянутся, потрогать и взять интересующий его предмет.
  • Разгибать ручку самостоятельно, так как она освобождается от тонуса.

Не отстают и ножки карапуза. Чувствуя опору, малютка пинается и отталкивается от нее. На четвертом месяце жизни он активно развивает мышцы, сгибая и разгибая нижние конечности. Но, несмотря на регулярные тренировки, ребенок еще слишком слаб. Поэтому нельзя допускать того, чтобы маленький спортсмен переносил вес своего тела на ножки.

Что делать родителям, чтобы стимулировать развитие ребенка в 4 месяца? Стоит совершенствовать те навыки, которые уже доступны крохе на четвертом месяце жизни:

  • повороты головы в разные стороны;
  • удерживание шеи в положении лежа на животе;
  • приподнимания с опорой на предплечья (тоже на животике);
  • распрямление ножек;
  • захват игрушек.

Даже если вам кажется, что малютка отстает от сверстников – не торопите события. Развитие индивидуально и зависит от того, какой вес, рост, характер и наследственность у малыша. Поэтому не сажайте его (даже с поддержкой), не ставьте на ножки, не заставляйте удерживать головку дольше, чем кроха может. Развивайте те умения, которые у малютки уже имеются.

Режим дня

В четыре месяца жизни уход за малюткой становится немного проще. Почему?

  • Кроха дольше спит по ночам (до 6 часов), чем существенно облегчает жизнь новоиспеченным родителям.
  • Интервал между кормлениями увеличивается. Ребенок ест обычно не чаще, чем один раз в 2–3 часа. По этой причине вес и рост перестают так стремительно увеличиваться, как раньше.
  • Почти сформированы органы пищеварительного тракта, и малютку не беспокоят колики, газики, боли. Поэтому и поводов для плохого настроения меньше.
  • Маленький человечек обходится без сна до 2 часов. Этого времени достаточно для ежедневных развивающих занятий.

Распорядок дня карапуза заметно меняется. Обычно малыши сами перестраивают свой режим, но есть и такие детки, которые делать это самостоятельно не могут.

Присмотритесь к своему ребенку. Если он капризничает к вечеру, долго не может уснуть и часто ведет себя «вяло» — настраивать распорядок придется вам. Конечно, речь идет не о строгом режиме, соблюдать который с маленьким ребенком практически невозможно. О чем же тогда идет речь, что нужно делать маме?

    Организовать день так, чтобы карапуз исчерпал весь запас энергии и устал к вечеру.

Придерживаясь режима дня, не забывайте и о гибкости. Прислушивайтесь к потребностям малыша. Если спать еще не пора, но он уже трет глазки – забудьте о распорядке и не мучайте ребенка.

Питание

Обычно 4-х месячный ребенок кушает до 10 раз днем и 2–3 раза ночью. Оттого, чем питается малыш, зависит его вес и рост. Искусственное питание должно быть строго ограничено. Поэтому детки, которые едят смесь, редко отличаются «выдающимися» формами и если опережают сверстников, то в основном из-за богатой наследственности.

Питание материнским молоком предпочтительнее для малышей, так как оно имеет идеальный состав, к тому же стерильно и гипоаллергенно.

А еще оно доступно в любое время, так как обычно современные мамы кормят карапузов по требованию, а не расписанию. Неудивительно, что детки, которые находятся на грудном вскармливании, имеют часто больший вес, рост и выглядят крупнее малышей-искусственников.

В четыре месяца жизни ребенка некоторые родители вводят первый прикорм. Что уже можно таким крохам?

  • Натуральные соки без сахара;
  • специальные чаи (продаются в отделах питания для детей, аптеках);
  • однокомпонентные пюре из овощей (кабачок, брокколи) и фруктов (яблоко, груша);
  • если у малютки недостаточный рост и вес – вводятся каши, приготовленные на мамином молоке или привычной смеси.

Вес мальчиков – от 5,5 до 8,5 кг. Девочек – от 5 до 8 кг.

Рост мальчиков – от 60 до 68 см. Девочек – от 58 до 62 см.

ВОЗ не рекомендует докармливать грудных детей до 6 месяцев, особенно в случае, если они итак отлично набирают вес. А для деток-искусственников 4-х месячный возраст считается оптимальным для введения прикорма.

Развитие зрения и слуха

На четвертом месяце жизни малютка способен вертеть головкой в разные стороны и смотреть на то, что ему интересно. Благодаря такой активности появляются новые возможности. Что умеет ребенок в 4-х месячном возрасте?

  • Отличает чужих людей от родных;
  • узнает знакомые предметы и с любопытством присматривается к новым вещам.

Простые, казалось бы, навыки – первые проявления того, что малыш способен квалифицировать объекты.

Прогрессирует и звуковое восприятие. 4-х месячный ребенок узнает голос мамы от остальных, понимает интонацию речи, активно ищет источник звука. Такое развитие не осуществляется изолированно – только заботливые родители и полноценный уход помогают крохе успешно осваивать подобные навыки.

Что могут делать мама и папа?

  • Как можно чаще общаться с малышом;
  • при общении менять интонацию, темп речи и ее громкость;
  • включать ребенку музыку;
  • читать сказки и стихи, рассказывать потешки и веселые прибаутки.

4-х месячный ребенок отличает спокойную музыку от плясовой и по-разному на нее реагирует. Поддерживайте кроху – танцуйте вместе с ним! Такая игра обязательно порадует маленького плясуна и вас.

Первые зачатки речи

Вы думаете, малютка еще не понимает, что вы говорите? Зря, потому что именно на этом этапе жизни ему становится доступна наша речь. Он не только улавливает ваше настроение по интонации, но и узнает некоторые слова, которые слышал чаще всего.

Рост речевого развития обусловлен не только ее пониманием, но и воспроизведением. Маленький человечек «гулит», напевает гласные звуки и даже участвует в диалогах с родителями. Отвечайте карапузу, поддерживайте «беседу», повторяйте за ним слоги и вводите новые. Ваш собеседник будет так счастлив общению с вами!

Социальное развитие

Что еще нового появится в этот период в вашей жизни? Малютка требует все больше маминого внимания, буквально не слезая с ее рук. Повседневный уход за ребенком – лишь малая часть того, что от вас требуется теперь.

Карапуз нуждается в объятиях, совместных играх, поцелуях и эмоциональных беседах. Он не только улыбается вам, но и заливисто хохочет, радуясь общению с мамочкой.

Чем нежнее и добрее вы будете к малютке, тем жизнерадостнее и счастливее он будет. Не бойтесь избаловать ребенка, даже если у вас мальчик (некоторые мамы опасаются того, что «изнежат» будущего мужчину). Благоприятная атмосфера в семье и чуткое отношение к малышу – лучший старт для счастливого будущего нового человечка!

Подведение итогов

Развитие ребенка в 4 месяца жизни характеризуется следующими особенностями:

  • вес и рост увеличиваются не так стремительно, как раньше;
  • кроха умеет смеяться;
  • высоко поднимает голову, лежа на животе;
  • хорошо удерживает головку;
  • поворачивается набок;
  • берет руками предметы;
  • уход за малюткой становится немного проще за счет длительного ночного сна и редких кормлений.

Мы рассказали вам о том, что должен уметь ребенок в 4 месяца по педиатрическим стандартам. Если ваш кроха к этому периоду жизни еще что-то не освоил, не расстраивайтесь.

Развитие детей очень индивидуально и может отличаться от общепринятых норм на целый месяц! Гордитесь тем, что уже умеет ваш малыш, хвалите и поощряйте его за успехи. Благодаря вашей любви и заботе ребенок будет с удовольствием познавать окружающий мир, радуя вас своими новыми достижениями.

  • Участвовать в процессе кормления – поддерживать бутылочку или мамину грудь.
  • Дотянутся, потрогать и взять интересующий его предмет.
  • Разгибать ручку самостоятельно, так как она освобождается от тонуса.

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как именно оно лежит в основе чувственного познания. «Тактильный» (от лат. tactilis) — осязательный.

Тактильные образы объектов представляют собой отражение целого комплекса качеств объектов, воспринимаемых человеком посредством прикосновения, ощущения давления, температуры, боли. Они возникают в результате соприкосновения объектов с наружными покровами тела человека и дают возможность познать величину, упругость, плотность или шероховатость, тепло или холод, характерные для предмета.

С помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, расположении в пространстве, качестве использованных материалов. Тактильное восприятие играет исключительную роль при выполнении различных трудовых операций в быту и везде, где необходимы навыки ручного труда. Более того, в процессе привычных действий человек зачастую почти не использует

С этой целью используются различные виды деятельности, прямо или косвенно способствующие развитию тактильно-двигательных ощущений:

  • лепка из глины, пластилина, теста;
  • аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга);
  • аппликационная лепка (заполнение рельефного рисунка пластилином);
  • конструирование из бумаги (оригами);
  • макраме (плетение из ниток, веревок);
  • рисование пальцами, кусочком ваты, бумажной «кисточкой»;
  • игры с крупной и мелкой мозаикой, конструктором (металлическим, пластмассовым, кнопочным);
  • собирание пазлов;
  • сортировка мелких предметов (камушки, пуговицы, желуди, бусинки, фишки, ракушки), разных по величине, форме, материалу.

Кроме того, практическая деятельность вызывает положительные эмоции у детей, помогает снизить умственное утомление.

Не следует забывать и о традиционной пальчиковой гимнастике, об использовании элементов массажа и самомассажа рук, что, несомненно, также способствует повышению тактильной чувствительности.

Известно, что почти 18% тела составляет кожа. Стимуляция ее нервных окончаний способствует формированию более полных представлений о предметах окружающего мира.

Для развития тактильной чувствительности у детей необходима предметно-пространственная развивающая среда, которая должна включать соответствующие материалы. Гармоничность сочетания разнообразных форм, размеров, фактуры, цветовой гаммы предметов, естественные качества природных материалов не только позволяют детям освоить новые ощущения, но и создают особый эмоциональный настрой.

Я использую различные дидактические тренажеры, игры, пособия, служащие для развития тактильной чувствительности у детей.

Хороший эффект дает использование массажных мячей. Разные по форме, упругости, фактуре поверхности мячи обеспечивают широкий спектр разнообразных ощущений, которые можно получить, действуя с этими предметами самостоятельно.

«Шариковые» ванны» представляют собой большую емкость, наполненную разноцветными пластмассовыми шариками одинакового или разного размера. «Купаясь» в таких ваннах или опуская в них руки, дети получают новые тактильные ощущения.

По аналогии можно изготовить «Осязательные ванны» — в небольшой коробке рассыпать горох или бобы, фасоль, желуди. мелких предметов в такой «ванне» способствует активизации пальцевого гнозиса.

Игровые тактильные панно «Морское дно» и «Веселые человечки» (сенсорная панель для рук) представляет собой панно, изготовленное из ковролина и ряда съемных деталей, изображающих части предметов, из которых ребенок собирает целое по инструкции педагога, а в дальнейшем и по собственному замыслу.

«Сенсорная тропа для ног» — это дорожка из ковролина, на которой с помощью липучек закрепляются разные по фактуре «кочки»: мешочки из тонкой, но прочной ткани с разными наполнителями (тряпочки, кусочки кожи, поролона, мелкие камушки, горох и др.). Разнообразие ощущений делает хождение по дорожке увлекательным. Такая ходьба полезна для развития тактильного восприятия, а также для координации движений и профилактики плоскостопия. Для получения более полных ощущений рекомендуется ходить босиком или в тонких носках.

«Колючий» коврик с неострыми шипами: постоять, полежать, походить.

Полезны самомассаж и взаимный массаж рук, ног, спины с помощью массажных щеток, махровых рукавичек, колесикового массажера, массажного валика для ног и др.

По возможности я использую и естественные условия природной среды: игры с водой (причем разной температуры), мелкими камушками, сухим песком (теплым и холодным) и др.

Вся работа по развитию тактильной чувствительности у детей проводится в несколько этапов, каждый из которых характеризуется постепенным усложнением как самого процесса обследования, так и словесного отчета о выявленных качествах и свойствах предмета, его основных признаках

Перечислю основные из них:

  • ощупывание предметов с различной поверхностью с открытыми глазами, в дальнейшем с закрытыми; обучение специальным обследующим движениям (поглаживание, разминание, постукивание, сжимание и др.), обозначение отдельными словами свойств и качеств используемых материалов, признаков предмета;
  • нахождение на ощупь необходимого объемного предмета по описанию свойств и качеств материала, из которого он изготовлен (выбор сначала из 2 предметов, а затем из 3-5 предметов);
  • нахождение контура предложенного предмета из нескольких (3-4 предметов);
  • определение по контуру с закрытыми (завязанными) глазами самого предмета;
  • нахождение двух одинаковых контуров предмета из нескольких предложенных с закрытыми (завязанными) глазами.

Таким образом, через многократное последовательное использование практических упражнений достигается повышение у детей тактильной чувствительности.

Полезны самомассаж и взаимный массаж рук, ног, спины с помощью массажных щеток, махровых рукавичек, колесикового массажера, массажного валика для ног и др.

Елена Фиклеева
Развитие тактильно-двигательного восприятия у детей с особыми потребностями

Тактильный вид ощущений не возникает сам по себе, он развивается в результате соприкосновения объектов с наружными покровами тела ребёнка и даёт возможность познавать форму, величину, плотность, упругость и шероховатость, холод или тепло, характерные для предмета. Иначе говоря, тактильное восприятие представляет собой отражение целого комплекса качеств объекта, воспринимаемым человеком посредством прикосновения, ощущения давления, температуры.

Сложность и особенность коррекционно-педагогической работы развития тактильно-двигательного восприятия детей со сложными и множественными психофизическими нарушениями заключается в том, что данная категория детей, как правило, не проявляет интереса к окружающему миру и стремления к тактильному обследованию предметов.

У ребёнка с нарушениями тактильного восприятия нарушается и формирование представлений о своём теле, страдает развитие крупной и тонкой моторики, координации движений. Могут формироваться страхи и нарушение поведения. В случаях, когда ребёнок не получает необходимой информации из окружающей среды, он не может адекватно реагировать на происходящие вокруг события. В таких случаях ребёнок либо «уходит в себя» и «закрывается» от окружающего мира, никак не проявляя интерес к нему, что выражается в полной пассивности и внешней отрешённости ребёнка, либо любое тактильно-двигательное воздействие воспринимает, как слишком сильное и непереносимое, что проявляется в повышенной эмоциональной и двигательной активности.

Исходя из вышесказанного, мы поставили перед собой следующие задачи по развитию тактильно-двигательного восприятия детей со сложными и множественными психофизическими нарушениями находящихся на первом этапе развития: 1) вызвать у детей интерес к жизни, к окружающей действительности, к предметному окружению через развитие систем и органов восприятия; 2) создать предметно-развивающую среду; 3) развивать и обогащать тактильно-двигательный опыт детей во время проведения всех режимных моментов (во время занятий и игр, во время проведения гигиенических процедур и купания, во время раздевания и одевания, во время прогулки, во время приёма пищи); 4) обучать способам обследования предметов; 5) побуждать к целенаправленным действиям и координации движений; 6) развивать общую и тонкую моторику; 7) формировать представления о своём теле; 8) разнообразить жизнь детей, наполнить новыми красками жизни; 9) развивать осознание своего «я».

В своей работе по развитию тактильно-двигательного восприятия мы в основном использовали метод тактильной стимуляции. Занятия тактильной стимуляцией с детьми относительно просты, благодаря этому они легко включаются в коррекционно-развивающие занятия и повседневную жизнь детей.

Работа по тактильно-двигательной стимуляции детей со сложными и множественными психофизическими нарушениями предназначена для детей, у которых самостоятельная тактильно-двигательная деятельность крайне ограничена и их опыт в области собственного движения и взаимодействия с окружающим миром полностью зависит от помощи других людей.

Для игр и занятий мы использовали следующие материалы.

Природные материалы: семена фасоли, кукурузы, сухие листья различных деревьев, траву (верхушки, кору, шишки, жёлуди, веточки, цветы, пучки травы, перья, мох и др.

Упаковочные материалы: верёвочки, крышки, бечёвочки, гофрированный картон, пенопласт, картонные коробки, полиэтиленовые пакеты с пузырями, папиросная бумага, фольга, ленты, целлофан, упаковочная бумага и др.

Бытовые мелочи: мех, губка, шерсть, кожа, замша, войлок, линолеум, цепочки, бусы, кружево, зубные щётки, расчёски, пуховки, кисточки и др.

Специально были изготовлены следующие пособия. Паучок, с лапками из материалов различной фактуры; утёнок, с лапками из поролона (во время занятия их можно намочить); лягушонок, с лапками из целлофана (холодные и гладкие лапки); рукавички, в виде котёнка, мышонка; ёжик, с иголками из щётки для чистки одежды; гусеницы и бабочки, из материалов различной фактуры и другие.

Проводя анализ результатов работы по развитию тактильно-двигательного восприятия у детей со сложными психофизическими нарушениями, мы пришли к выводу, что необходима систематизация форм и методов организации деятельности, расширение и обогащение знаний и тактильного опыта детей. Поэтому, опираясь на работы Л. С. Выготского, И. А. Соколянского, Т. И. Обуховой, Т. В. Лисовской, Э. Г. Пилюгиной был составлен перспективный план занятий. Согласно ему занятия проводятся один раз в неделю. Так же были разработаны и систематизированы игры на развитие тактильно-двигательного восприятия детей со сложными психофизическими нарушениями.

В первый раздел включены игры, определяющие тактильную стимуляцию. Такие,как: «Мягкий котёнок», «Дождик», «Паучок» и др. Во второй – игры на развитие ощущения положения тела в пространстве. Такие,как: «Я тебя люблю», «Повернулись», «Полетели» и др. В третий – игры на развитие мелкой моторики. Такие,как: «Наши пальчики», «Поймай птичку», «Червячки» и др.

Планируя работу, мы учитывали, что стимуляция тактильно двигательного восприятия проходит через все режимные моменты и все виды деятельности детей. Ребёнок познаёт окружающий мир не только во время специализированных игр и занятий, но и во время проведения гигиенических процедур и купания, и во время одевания и раздевания, и во время приёма пищи, и во время прогулки.

Таким образом, благодаря проведённой работе, заметно улучшились все показатели сенсомоторного развития детей, что подтверждает эффективность сочетания выбранных форм и методов работы с детьми со сложными и множественными психофизическими нарушениями

«Тактильные дощечки» Дидактическое пособие «Тактильные дощечки» направлено на развитие тактильных ощущений. Они способствуют речевому, зрительному,осязательному.

Формирование процесса познания природного окружения посредством сенсорного воспитания Задача детского сада обеспечить наиболее полное развитие дошкольников с учетом возрастных характеристик на этапе завершения дошкольного.

В первый раздел включены игры, определяющие тактильную стимуляцию. Такие,как: «Мягкий котёнок», «Дождик», «Паучок» и др. Во второй – игры на развитие ощущения положения тела в пространстве. Такие,как: «Я тебя люблю», «Повернулись», «Полетели» и др. В третий – игры на развитие мелкой моторики. Такие,как: «Наши пальчики», «Поймай птичку», «Червячки» и др.

Дидактические игры для развития тактильно двигательного

восприятия у детей младшего дошкольного возраста

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека

не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно

лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-

двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме,

величине предметов, их расположении в пространстве. Ведь первым видом

действия ребенка с предметами является хватание, во время которого форма,

величина, масса, пространственное расположение предмета познаются на

На протяжении всей жизни человека тактильно-двигательное восприятие

имеет огромное значение. На ощупь познается объемная форма предметов,

ощупывающее движение ложится в основу изображения предмета в лепке.

Обводя предмет по контуру, мы выделяем его плоскостной образ из объема,

познаем ту форму, которая становится основной в рисовании.

Тактильное восприятие играет исключительную роль при определении

таких свойств, как температура и вес. Роль тактильно-двигательного

восприятия велика и в выполнении различных трудовых операций в быту,

везде, где мы имеем дело с навыками ручного труда. Ведь каждый из нас

знает, что при выполнении привычных действий мы почти не пользуемся

зрением, а целиком опираемся на тактильно-двигательную чувствительность.

Таким образом, можно сказать, что с детьми раннего и дошкольного

возраста должна проводиться серьезная работа по формированию тактильно-

Особая роль в обучающем процессе и в развитии тактильных ощущений

принадлежит дидактической игре. Игра позволяет сделать процесс обучения

эмоциональным, действенным, интересным. В игре создаются такие условия,

в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно

действовать в определенной ситуации и с определенными предметами,

приобретая собственный действенный и чувствительный опыт.

Чтобы помочь детям достичь более высокого уровня развития тактильных

чувств, мы используем дидактические игры, пособия, тактильные книги.

Предлагаемые игры направлены на коррекцию и компенсацию дефектов

развития тактильно двигательного восприятия у детей. Здесь также будут

игры на различение и узнавание, восприятие и представление предметов.

Кроме того, большое значение отводится сочетанию разных видов

чувствительности (зрительной, тактильной, двигательной). Так, опознание и

различение предметов и их свойств идет по-разному в зависимости от того,

как дается образец: зрительно, тактильно, двигательно или комплексно.

Своеобразный характер носят и способы ориентировки – пробы сохраняют

свое значение, но перцептивная ориентировка происходит с помощью не

зрительных, а ощупывающих и обводящих движений.

Узнавание предметов на ощупь.

«Найди свою игрушку в мешочке»

Цель: Учить узнавать на ощупь знакомые предметы, не просто держать

предмет в руках, а ощупывать, передвигая ладонь и пальцы по предмету.

Оборудование. Игрушки резко различной формы, величины, фактуры по

количеству детей, непрозрачный мешочек – «чудесный мешочек» с завязкой,

в который складываются предметы-игрушки.

Ход игры. Дети сидят на своих местах. Педагог раздает им игрушки и

предлагает поиграть с ними. Через некоторое время показывает «чудесный

мешочек», говорит, что в него можно спрятать игрушки, а потом найти их.

Предлагает троим детям (не более) положить свои игрушки в мешочек.

Затягивает шнурок, трясет мешочек и просит ребенка найти свою игрушку, не

заглядывая в мешочек. Если ребенок правильно выбрал игрушку (ощупывает

одной рукой), он называет ее сам или с помощью педагога и садится на

место. Если же игрушка выбрана неверно, педагог кладет ее обратно в

мешочек и достает нужную. Рассматривает и ощупывает игрушку вместе с

ребенком, учит его этому методу, показывая, как передвигать пальцы по

предмету, обращая внимание на форму, величину, фактуру, части предмета.

Затем свою игрушку ищет другой ребенок.

«Чья это конура (норка, домик)»

Цель. Учить осуществлять пробы тактильно-двигательно, с закрытыми

глазами; продолжать учить детей находить правильное решение путем проб,

фиксируя правильные и отбрасывая неверные варианты.

Оборудование. Три коробки разного размера с отверстиями («дверями»)

также разного размера, три игрушечные собачки разного размера, экран или

Ход игры (проводится индивидуально). Ребенок сидит за столом напротив

педагога. Он показывает три конуры и говорит, что в них живут собаки.

Сейчас они убежали гулять и скоро придут. Прячет домики за ширму.

Появляются собаки. Они лают, просят ребенка найти их домики и помочь

туда залезть. Педагог объясняет, что каждой собаке надо найти конуру не

глядя, за экраном, напоминает, что можно пробовать: самой большой собаке –

большую конуру. Педагог помогает, взяв руки ребенка в свои, путем проб

найти нужный домик и поместить в него собаку. Затем ребенок сам берет

любую собаку из двух оставшихся и ищет ее конуру. Если он помещает

маленькую собачку в средний по величине домик, его не останавливают, так

как ошибка выяснится при поиске домика для второй собаки – в маленький

домик она не влезет. После этого можно прийти ребенку на помощь и вместе

исправить ошибку. Когда все собаки будут распределены по конурам, педагог

снимает экран, вместе с ребенком рассматривает результаты. «Собаки

выглядывают из домиков,– говорит педагог ребенку,– они благодарят тебя,

что ты помог большой собаке найти большую конуру, собаке поменьше –

конуру поменьше, а самой маленькой – самую маленькую конуру».

Цель. Продолжать формировать тактильное различение свойств предметов;

познакомить с тактильным различением температуры и значением слов

«холодный», «теплый», «горячий» и «холодно», «тепло», «горячо».

Оборудование. Три одинаковые бутылки (с хорошо закрывающимися

пробками) или небольшие одинаковые грелки с водой холодной, теплой и

горячей, три чашки или миски, полотенце.

Ход игры. 1-й вариант (проводится индивидуально). Ребенок сидит на

стуле перед столом педагога. На столе стоят две бутылки с теплой и холодной

водой. Педагог просит ребенка закрыть глаза и дает ему в руки одну из

бутылок. Потом ставит ее на место, предлагает ребенку открыть глаза, найти

ту бутылку, которая только что была у него в руках. Ребенок ощупывает

бутылки, находит нужную. Если он сомневается, педагог вновь предлагает

закрыть глаза, быть внимательным и повторяет задание. Когда выбор сделан

ребенком, педагог спрашивает: «Какая тут вода – холодная или теплая?» И

помогает ребенку ответить.

При повторных проведениях игры вводится третья бутылка с горячей (но

2-й вариант (проводится с небольшой подгруппой из 2– 3 детей). На столе

у педагога три бутылки с водой разной температуры и три пустые миски.

Около стола трое детей. Педагог просит каждого взять в руки по одной

бутылке, подержать ее и поставить на место. Для себя педагог фиксирует, у

кого какая бутылка. Затем просит детей закрыть глаза, меняет бутылки

местами, а из одной выливает воду в миску. Дети открывают глаза, пробуют

воду в миске рукой и определяют, чья бутылка пустая. Педагог спрашивает

детей, как они узнали, из чьей бутылки он вылил воду, и помогает детям

правильно употребить определения «холодная», «теплая», «горячая».

Педагог касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела ребенка, а

ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии для касания

можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ежика и др.

«Платочек для куклы» (определение предметов по фактуре материала, в

данном случае определение типа ткани)

Детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном,

вязаном). Дети поочередно рассматривают и ощупывают все платочки. Затем

платочки снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в

мешочке нужный платочек для каждой куклы.

«Узнай предмет по контуру»

Ребенку завязывают глаза и дают в руки вырезанную из картона фигуру (это

может быть зайчик, елочка, пирамидка, домик, рыбка, птичка). Спрашивают,

что это за предмет. Убирают фигуру, развязывают глаза и просят по памяти

нарисовать ее, сравнить рисунок с контуром, обвести фигуру.

«Догадайся, что за предмет»

На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы

(погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др.), которые накрыты

сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают

через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.

Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой,

Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых

Ребенок закрывает глаза. Ему предлагают пятью пальцами дотронуться до

предмета, но не двигать ими. По фактуре нужно определить материал (можно

использовать вату, мех, ткань, бумагу, кожу, дерево, пластмассу, металл).

Двое играющих подходят к столу. Закрывают глаза. Перед ними две

разобранные матрешки. По команде оба начинают собирать каждый свою

Дети (2-5 человек) садятся за стол. Им завязывают глаза. Перед каждым

кучка семян (горох, семечки и др.). За ограниченное время следует разобрать

Играют двое. У каждого играющего ребенка в руках непрозрачный мешочек,

наполненный мелкими предметами: шашками, колпачками ручек,

пуговицами, ластиками, монетами, орехами и др. Педагог называет предмет,

игроки должны быстро на ощупь найти его и достать одной рукой, а другой

Предлагает троим детям (не более) положить свои игрушки в мешочек.

http://child-blog.ru/children/razvitie-rebenka-ot-0-do-1-goda/razvitie-grudnichka-na-4-mesyatse-zhizni.htmlhttp://razvitie-vospitanie.ru/fizicheskoe/chto_dolzhen_umet_rebenok_v_4_mesyaca.htmlhttp://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/632664/http://www.maam.ru/detskijsad/statja-razvitie-taktilno-dvigatelnogo-vosprijatija-u-detei-s-osobymi-potrebnostjami.htmlhttp://vestnikpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=17051

Давайте вместе будем делать материал еще популярнее, и после его прочтения сделаем репост в удобную для Вас социальную сеть

.

Читайте также:  Почему ребенок начинает активно пинаться после того как мама поела
Оцените статью
Помогаем при ведении беременности советом — есть вопросы? Задавайте